В то время как российская армия бомбит Украину и уничтожает мирных граждан, ЕС продолжает ежедневно переводить России от полумиллиарда до миллиарда евро, оплачивая ее нефть и природный газ.
Прекращение закупок российской нефти и газа является самым быстрым способом лишить Путина возможности финансировать войну в Европе. Это решение также принесет максимальный экономически эффект.
Косвенные потери Европы от агрессии РФ против Украины выше, чем прямые экономические потери от введения эмбарго на российскую нефть и газ. ЕС может себе позволить ввести это эмбарго прямо сейчас.
Ущерб европейских стран от полного запрета на импорт энергоресурсов из РФ составит всего 0,2-0,3% валовой национальной прибыли. Один взрослый европеец потеряет в среднем 100 евро.
Стоимость немецкого эмбарго на российские энергоносители в диапазоне от 0,5 до 3% ВВП, или примерно 120−1200 евро на душу населения, что эквивалентно умеренной рецессии и ниже экономических издержек, связанных с COVID.
У правительства Германии достаточно финансовых ресурсов, чтобы поддержать немецких потребителей, субсидируя более высокие расходы на энергию из альтернативных источников и компенсируя негативное влияние на производство и рынок трудовых ресурсов, как это было во время рецессии COVID-19.
На долю России приходится всего 3% немецкого импорта, а война в Европе нарушает производственные цепочки и процессы(пока в основном) в Восточной Европе, на долю которых приходится значительная часть европейской торговли.
При введении эмбарго сейчас, экономики стран ЕС смогут быстро адаптироваться и, наконец, избавиться от зависимости от российских ископаемых видов топлива, что устранит уязвимость Европы перед экономическим шантажом Путина. Анализ центра Bruegel (Брюссель) предполагает, что следующей зимой Европа сможет обойтись без российского газа и столкнется только лишь с временными сложностями из-за полного запрета на поставку российской нефти и газа.
Отказ от введения эмбарго влечет за собой гораздо больше издержек. Война Путина в Украине — это, прежде всего, человеческая трагедия. А также экономическая катастрофа для Европы.
Продление российской агрессии против Украины приведет к гораздо более высоким экономическим издержкам, чем введенное эмбарго на энергоресурсы с РФ. Европе грозит самый большой кризис с беженцами со времен Второй мировой войны. Количество беженцев уже превысило 4 млн. человек и продолжает расти.
При текущих ценах на нефть Россия решит свои фискальные проблемы и проблемы с платежным балансом. Доходы от нефти и газа составляют основу российского бюджета. В 2021 г. при значительно более низких ценах на нефть прямые налоги на нефть и газ составили 40% бюджета России при значительных косвенных поступлениях от налога на прибыль организаций, налога на доходы физических лиц и НДС.
Отсутствие формального европейского эмбарго дает Путину свет в конце туннеля. Поскольку он может надеяться на среднесрочное решение своей проблемы с доходами от нефти, у него есть стимул продолжать войну. Российский бюджет сбалансирован на уровне $44 за баррель. Если доходы от нефти и газа продолжат поступать, у России будет профицит бюджета.
Иностранные деньги, которые Путин получает от российских природных ресурсов, сейчас используются и будут использоваться в дальнейшем для продолжения войны в Европе.
Доходы от нефти и газа будут использоваться для найма наемников из третьих стран и закупки основных компонентов для российских военных систем, которые не производятся внутри России. Кроме того, Путин попытается использовать эти доходы, чтобы посеять хаос и раскол в Европе, чтобы улучшить свою позицию на переговорах.
Без доходов от экспорта природных ресурсов российский бюджет будет дефицитным. Путину придется либо урезать жалованье солдатам и офицерам, либо прибегнуть к печатанию денег. Инфляция уже очень высока — 2% в неделю — и экспортное эмбарго значительно ее ускорит.
Истощение поступлений в иностранной валюте вместе с ускоряющейся инфляцией подорвет возможности Путина поддерживать покупательную способность зарплат силовиков, депутатов и пропагандистов, которые являются ключевыми столпами его репрессивного режима. Это сделает дальнейшую зарубежную военную агрессию нежизнеспособной.
Полная переориентация экспорта в сторону Китая и других стран невозможнас учетом ограничений транспортной инфраструктуры и размера европейского рынка, на долю которого приходится половина экспорта нефти и три четверти экспорта газа из России.
Эмбарго является экономическим императивом, который лишит Путина финансовых ресурсов для продолжения войны. Любой другой вариант политики будет гораздо более дорогостоящим и опасным.
Эмбарго на российские энергоресурсы станет окончательным заявлением о единстве стран Запада. Эмбарго должно действовать до тех пор, пока Россия не предоставит достоверные гарантии о недопустимости дальнейшей агрессии против Украины или других стран.