Как была потеряна Фамагуста в 1978 году

Кипрский историк Джордж Аргирис рассказывает об упущенной возможности вернуть Кипру оккупированную турками Фамагусту в 1978. В период проведения переговоров по решению кипрской проблемы не обошлось без вмешательства СССР и влияния местных коммунистов. 

— Одним из самых серьезных последствий для Турции из-за вторжения на Кипр [в 1974] году стало эмбарго на продажу оружия, введенного Конгрессом США в феврале 1975 года. 

В июле 1978 года турецкая сторона решительно добивалась начала переговоров по урегулированию кипрского вопроса и предложила вернуть Варошу для немедленного переселения 35 000 беженцев в качестве встречной меры для начала переговоров. Причиной турецкого движения стали предстоящие дебаты в Конгрессе США по вопросу эмбарго.

Предложение было сделано в полдень 19 июля 1978 года, и этим же вечером Спирос Киприану [президент Кипра] заявил у стен площади Свободы, что это предложение — уловка для переговоров Анкары, и отверг его. В течение двух месяцев Конгресс США принял закон об отмене эмбарго без возвращения турецкой стороны к обсуждению кипрского вопроса.

В ноябре того же года США вместе с Британией и Канадой представили так называемый американо-британско-канадский (АБК) план решения кипрского вопроса. [Основная идея плана АБК — создание двухзональной федерации на Кипре]. 

Согласно рассекреченным документам 1978 года, план имел британское происхождение, но был представлен совместно с канадцами и американцами. АБК первоначально был представлен Генеральному секретарю ООН Курту Вальдхайму, а 10 ноября был передан главе МИДа Кипра Никосу Роланду и лидеру турко-кипритов Рауфу Денкташу. План АБК не был окончательной формой решения кипрской проблемы, но очерчивал рамками переговоров между двумя общинами.

Для создания позитивного климата план АБК предусматривал, что до начала переговоров жители Като Вароши и закрытого города Фамагусты вернутся в свои дома и останутся там вне зависимости от итогов переговоров.

Греческое правительство выразило поддержку этому плану, а по словам тогдашнего заместителя госсекретаря США Мэтью Нимица, который занимался этим вопросом, реакция турецкой стороны также не была негативной. 

[Коммунисты Кипра — Прогрессивная партия трудового народа] AKEL отнеслась к плану ABK позитивно, и, как заявил Андреас Фантис, в секретариате ЦК партии решили, что этот план «наконец-то приведет кипрский вопрос к его решению». AKEL обеспокоенная тем, что президент Киприану поспешит его отвергнуть, связалась с руководством партии DIKO, на которых имела влияние, чтобы убедить его принять это решение.

Однако после встречи посла СCCР на Кипре Сергея Аставина с высокопоставленными партийными чиновниками секретариат ЦК партии пересмотрел свою первоначальную положительную позицию по этому вопросу. В последующие дни ЦК партии AKEL решил отклонить план АБК из-за его «империалистического происхождения». 

Этому решению предшествовало сообщение советского информационного агентства ТАСС, которое назвало план АБК «дихотомическим [разобщающим] вмешательством НАТО в дела кипрского народа». 

В том же духе прозвучало заявления генерального секретаря AKEL Езекии Папаиоанну: «Мы отвергаем любые дискуссии в рамках решения кипрского вопроса, представленного США, Великобританией и Канадой или любой другой страной, потому что эти действия являются вмешательством в нашу внутреннюю ситуацию».

Таким образом, по вине Советского Союза в 1978 году была утрачена уникальная возможность, если не урегулировать кипрскую проблему до начала заселения [турками] оккупированных территорий, то хотя бы безотлагательно возвратить Варошу.

Джордж АРГИРИС