Много десятилетий назад международное сообщество приняло ряд решений, чтобы предотвратить массовые убийства мирных жителей во время войн и вооруженных конфликтов. Так были созданы правила войны, которые изложены в международных договорах, таких как Женевские конвенции, Римский статут и другие. Россия системно не соблюдает международно-правовые нормы, регулирующие методы ведения войны и защиту ее жертв, среди которых и дети, пишет Brussel 24. Каждый день мир узнает все больше и больше о зверствах, совершаемых российскими оккупантами в Украине. Варварская агрессия не щадит никого — ни безоружных мужчин, ни женщин, ни детей. С 2014 года украинские власти неоднократно заявляли о нарушении Россией различных международных договоров на оккупированных территориях Крыма, Донецкой и Луганской областей. Россия цинично организовывает массовые насильственные депортации людей с территорий, оккупированных ее войсками.
Смерть родных, разрушенные дома и школы, холод подвалов, страх обстрелов, одиночество и сиротство стали новой ужасающей реальностью для детей всей Украины. Вооруженные силы России уничтожили детство целого поколения украинцев. Случаи похищения детей начались на оккупированных до 2022 года территориях, когда была объявлена так называемая «эвакуация». После полномасштабного вторжения российских войск в Украину таких заявлений стало больше. «Эвакуации» подверглись несовершеннолетние и с новооккупированных территорий. Россияне стремятся вывезти из Украины в первую очередь именно детей, чтобы использовать их для манипуляций и пропаганды. Многие вывезенные из Украины дети незаконно передаются в приемные семьи, их помещают в детские дома или применяют к ним приемы «русификации». На территории России и в аннексированном Крыму существует сеть из по меньшей мере 43 учреждений, в которых дети из Украины подвергаются российской идеологической обработке.
В марте 2023 года Уполномоченная при Президенте РФ по правам ребенка Мария Львова-Белова заявила, что оккупированный Донбасс первым из аннексированных регионов присоединится к государственному федеральному банку данных о детях. В России подобный банк данных был создан еще в 2001 году. Основной функцией этой системы является хранение и обработка данных всех детей, оставшихся без попечения родителей, детей-сирот, а также учет российских семей, желающих взять детей на воспитание. Россия цинично организовывала массовые насильственные депортации людей с территорий, оккупированных ее войсками. Работая непосредственно под руководством президента РФ Владимира Путина, Львова-Белова руководила действиями России по депортации тысяч украинских детей в Россию. Усилия чиновницы, в частности, включают насильственное усыновление украинских детей в российские семьи, так называемое патриотическое воспитание украинских детей, законодательные изменения, направленные на ускорение предоставления гражданства РФ украинским детям. На каждого ребенка, в частности с территорий, которые были оккупированы после начала полномасштабного вторжения, оккупанты постарались составить полную анкету со всей личной информацией и фотографиями: от места пребывания, информации о родственниках, номеров и серий свидетельств о рождении вплоть до роста, заболеваний, цвета глаз и волос и особенностей характера.
Украинские хакеры из команды журналистов и IT-специалистов KibOrg, которая расследует преступления россиян и коллаборантов в Украине и развенчивает российские фейки, получила доступ к российской базе данных «Дети Донбасса», которая содержит информацию о похищенных Россией детях. Эта база содержит реестр усыновленных детей, а также тех, которые могут быть усыновлены; реестр кандидатов на усыновление и реестр опекунов и попечителей. Отдельно также есть информация о детях, оказавшихся в трудных жизненных обстоятельствах. И самое главное – реестр детей, которые по разным причинам были вывезены за пределы оккупированной части Донецкой области. Истории потерпевших из Мариуполя свидетельствуют о зверствах, которые совершали российские оккупационные войска. Задокументированны отдельные случаи вывоза детей. Идентифицированы причастныe к преступлениям мариупольские коллаборанты. Среди них: Светлана Майборода, директор так называемой «Государственной службы по делам семьи и детей ДНР», она лично назначает сотрудников райотделов, которым будет предоставлен доступ к базе; Олег Моргунов, бывший полковник милиции, перешедший на сторону боевиков в 2015 году. Активисты указывают, что непосредственное отношение к похищению детей имеют высшие оккупационные должностные лица – «министр труда и социальной политики» Малахова Светлана Анатольевна и «уполномоченная по правам детей» Швенк (Мищенко) Инна Владимировна.
Российские суды устанавливают юридический факт оставления ребенка без родительской опеки на основании изучения только части документов и сразу назначают своего опекуна. Также известны случаи, когда детей, имеющих родителей или опекунов, оккупанты намеренно записывали в списки детей, оставшихся без попечения. Установлены также факты сбора россиянами документов об объектах недвижимости, которые могут принадлежать вывезенным детям. На сегодняшний день сложно определить реальные масштабы насильственных перемещений, количество вывезенных украинских детей и места их пребывания в России. Однако данные из разных источников свидетельствуют, что жертвами депортации стали «многие тысячи украинцев», а цена и последствия этого преступления «для настоящего и будущего – огромны».
Среди многочисленных документов есть распечатка электронного письма с характерным названием темы – «Израиль». Сообщение с просьбой прислать фотографии погибших в период с 2021 по 2022 годы детей, было отправлено тогдашнему оккупационному «мэру» Иващенко. Адресатом же выступил так называемый «Израильский антинацистский фронт».
После исследования деятельности указанной организации по публикациям в российских пропагандистских СМИ оказалось, что «Аллея ангелов», для которой «фронт» просил прислать фотографии погибших, – одна из акций, направленных на продвижение антиукраинских нарративов в Израиле. Последователи организации записывают видео с отрицанием российской агрессии в Украине, устраивают митинги в Израиле в поддержку войны, а также акции протеста с требованием выслать украинского посла и призывом к премьеру страны Биньямину Нетаньяху не поставлять оружие Украине. Подобные организации, вероятно, существующие за счет российского бюджета, выполняют роль «альтернативного мнения» для влияния на израильтян, а также политического давления на руководство страны.
Все подобные факты и военные преступления России получают широкую международную огласку, тщательно фиксируются и документируются правоохранительными органами Украины, правозащитными организациями и институциями и непременно станут отягчающими обстоятельствами в международных судах над российскими военными преступниками. Такая деятельность обеспечивает создание неопровержимой доказательной базы о совершении российскими оккупантами международных преступлений. Это только начало на пути привлечения виновных к ответственности. Как в двадцатом веке мир восстанавливал справедливость в отношении каждого преступника нацистского режима за их преступления против человечности и жизни, Украина не остановится, пока все виновные не будут наказаны. Международная уголовная ответственность высшего военного и политического руководства России за серьезные нарушения международного гуманитарного права, в том числе и преступлений против детей, а также уголовная ответственность каждого, совершившего военное преступление, — вопрос времени. Надеемся, что российские военные преступники из высшего политического и военного руководства РФ и их приспешники доживут до своих приговоров и понесут полную ответственность за свои действия.