Помимо Китая и Италии, в настоящее время Иран находится группе стран-лидеров, пострадавших от COVID-19. Ситуация в Иране может стать намного хуже из-за нехватки международной помощи, неумелого управления со стороны правительства и разделения ответственности.
По состоянию на вечер, 17 марта, в Иране было зарегистрировано более 16 000 случаев COVID-19 и 988 погибших. Иран — третья страна по количеству смертей от коронавируса в мире, однако многие говорят, что истинное число заболеваний и смертей от коронавируса намного выше.
Во вторник Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) заявила, что считает, что фактические цифры по Ирану могут быть в пять раз выше.
12 марта газета The Washington Post опубликовала спутниковые снимки, показывающие наскоро расширенные кладбища в городе Кум, с множеством могил, вырытых на сотнях метрах земли.
Кум является также местом сбора религиозных фанатиков, которые отказываются признавать серьезность ситуации. После нескольких недель колебаний власти Кума все же решили закрыть главный храм в городе. Однако в понедельник вечером верующие прорвали баррикады к месту религиозного паломничества шиитов, чтобы собраться и помолиться. Эта же религиозная община помешала властям ввести в Куме карантин.
Тегеран, в котором зарегистрировано наибольшее число случаев смерти от коронавируса в стране, также является местом правительственной некомпетентности.
В воскресенье верховный религиозный лидер страны аятолла Али Хаменеи приказал армии следовать указаниям президента Рухани и его правительства. Тем не менее, всего несколькими днями ранее Хаменеи поручил иранским вооруженным силам, главнокомандующим которых он является, возглавить борьбу против COVID-19.
Командующий штаба иранских вооруженных сил Мохаммад Багери заявил, что намерен взять ситуацию под контроль в течение 10 дней. Ранее в Тегеране ходили слухи о комендантском часе, но Рухани развеял их. Он проинформировал граждан о том, что решение о введении карантина будет приниматься группой управления кризисами в его администрации.
До сих пор Рухани не объявлял чрезвычайного положения и не блокировал столицу.
На прошлой неделе правительство Ирана подало заявку на кредит в 5 миллиардов долларов (4,6 миллиардов евро) от МВФ для борьбы с эпидемией. Но даже, если Иран получит кредит, правительство все равно не сможет делать закупки товаров медицинского назначения и гуманитарных товаров, так как санкции США делают банковские операции невозможными.
Вчера госсекретарь США Майк Помпео обвинил Иран в распространении дезинформации о новом коронавирусе, а также заверил, что США готовы помогать Ирану в борьбе против коронавируса и разрешить медицинские закупки для Ирана, которые не нарушают многочисленные американские санкции.