Bank оf Cyprus, начавший закрывать счета некоторым российским клиентам, нашел для этого неожиданную причину. Банк объяснил это тем, что Россия больше не входит в Группу разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег, зато входит в черный список налоговых юрисдикций. Аналитики ждут, что этой причиной воспользуются другие банки, сообщает Forbes.ru
Решение Bank оf Cyprus закрыть счета некоторым российским клиентам, о чем организация начала уведомлять их на прошлой неделе, было принято после приостановления членства России в Группе разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (Financial Action Task Force, FATF). Об этом банк сообщил Forbes в ответ на просьбу прокомментировать причины такого решения.
«Это решение последовало за приостановлением членства России в Группе разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF) и определением России в качестве не сотрудничающей с Европейским союзом налоговой юрисдикции», — сказано в комментарии банка.
Всего, подтвердил банк, он закроет счета примерно 4000 россиян, которые хранили в банке 0,5% депозитов и не были резидентами Евросоюза. На конец 2022 года общий объем депозитов россиян в банке превысил €700 млн, что составляло 3,9% всех депозитов Bank оf Cyprus.
По словам представителя банка, никаких писем от европейских регулирующих органов не было, как не было (как и в случае с банком Emirates MDB) писем от Euroclear и Clearstream по поводу инвестиционных счетов россиян. «[Мы приняли это решение] на основании нашей политики одобрения клиентов и готовности брать на себя риски», — сказано в комментарии банка для Forbes.
Межправительственная организация FATF была основана в 1989 году для выработки мировых стандартов в сфере противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма, ее штаб-квартира находится в Париже. Россия вступила в нее в 2003 году. О приостановке членства России в организации объявили 24 февраля — ровно через год после начала «спецоперации»* на Украине. В сообщении FATF указывалось, что действия России противоречат основным ее принципам по обеспечению безопасности, надежности и целостности мировой финансовой системы.
В черный список налоговых юрисдикций Россия попала незадолго до этого — 14 февраля. Включение в этот перечень означает, по мнению ЕС, что юрисдикция не соответствует международным стандартам налоговой конкуренции и отказывается сотрудничать с европейскими властями в вопросе повышения прозрачности налогового управления. В частности, Россия попала в список, так как ЕС посчитал, что она не устранила спорные аспекты специального режима для международных холдинговых компаний.
Впрочем, по мнению опрошенных Forbes экспертов, обе эти причины являются лишь формальными поводами. FATF — это своего рода клуб, приостановка членства в котором означает, что Россия временно не разделяет его ценности, говорит партнер адвокатского бюро NSP Сергей Гландин. В то же время организация не является институализированной, у нее нет даже устава, поэтому никакие риски банки, продолжающие работать с российскими клиентами, не несут, отмечает юрист.
У банков нет юридической обязанности закрыть счета россиянам, дополняет руководитель санкционной практики коллегии адвокатов Delcredere Андрей Рябинин. Для резидентов стран, не входящих в организацию, должен быть более жесткий комплаенс, но это не значит, что с ними вообще нельзя работать. Тем не менее этот повод кто-то должен был использовать первым, говорит Сергей Гландин.
Примеру Bank оf Cyprus, по мнению Андрея Рябинина, в первую очередь последуют другие кипрские банки, так как в принятии соответствующих решений руководство финансовых организаций зачастую ориентируется на действия не только регуляторов, но и крупных конкурентов. Кроме того, этот повод могут использовать и другие банки стран — членов FATF, например Швейцарии, Великобритании. Впрочем, эти страны и так весь прошлый год закрывали счета российских клиентов, напоминает Рябинин.
Банки активно избавляются от клиентов с высоким риском. Это те, у кого непрозрачная история дохода, а также те, кто обладает высоким потенциалом попадания в санкционные списки, рассказывает управляющий партнер Smartly LLC Вадим Погосьян. Кроме того, если у банка небольшая доля российских клиентов, ему невыгодно увеличивать расходы на дополнительный комплаенс — проще отказаться от всех сразу. При этом в случае Bank оf Cyprus ситуация обратная — доля российских клиентов слишком велика, очевидно, организация опасалась санкций и нашла повод обезопасить себя от них.