Что означает переброска российского оружия с Крита и Кипра в Киев и как это сказывается на отношениях с Москвой. Моральные дилеммы и морская партизанская война в Эгейском море. Об этом в блоге издания Simerini пишет Яннос Хараламбидис.
Cуществует серьезная заинтересованность США в переброске зенитно-противоракетного комплекса С-300 с Крита на поле боя Украины, которая, как подчеркивают военные источники, «превращается в кладбище систем вооружений». Это происходит потому, что в контексте солидарности с Киевом страны Запада избавляются от старых систем вооружений, заменяя их новыми, преимущественно американскими.
В этих обстоятельствах можно рассматривать и дело С-300, сообщают дипломатические источники. Но, как они отмечают, такое можно сделать при определенных условиях. Разумеется, это не ограничивается С-300, расположенными на Крите, но распространяется и на российские системы вооружения, которые есть у Республики Кипр, в том числе «Бук» и ТОР М1.
Изменение баланса сил
Достоверная информация гласит, что Греция могла бы передать С-300 Украине, если они будут заменены на Patriot нового поколения.
История с изгнанными с Кипра на Крит С-300 трагична и сродни проклятию, так как была связана с унизительным отступлением администрации Симитиса перед лицом турецких угроз и ознаменовала конец Единой оборонной доктрины и начало примирительной политики, которая ведется до сегодняшнего дня и привела к плану Аннана и провалу Кран-Монтаны, а также к кризисам, созданным Турцией, потому что она понимает, что Кипр является ахиллесовой пятой эллинизма.
Непрекращающаяся турецкая агрессия, основанная на предвыборной риторике Эрдогана, вынудила Грецию приступить к закупке современных французских систем вооружения, таких как фрегаты «Белара» и истребители «Рафаль», чтобы добиться постепенного изменения баланса сил, который по-прежнему в пользу Турции.
Вопросы технического обслуживания и надежности
С-300 были заказаны Республикой Кипр в 1997 году и были установлены на Крите в 1999 году. Передача ракет от Кипра в собственность Греции произошла в 2007 году. Афины передали Никосии взамен TOR M1 (ракеты малой дальности) и самоходные артиллерийские установки «Zuzana» словацкого производства. С-300 оставались и остаются на Крите в неактивном состоянии, хотя их радары были в рабочем состоянии и время от времени они могли участвовать в каких-то локальных учениях.
Единственный запуск С-300 состоялся в 2013 году и стоил около 1,5 млн евро. Сегодня они сталкиваются с различными техническими проблемами из-за отсутствия надлежащего обслуживания. Из 40 ракет в наличии 38, но часть из них может быть не в исправном состоянии.
По оценкам военных источников, они могут иметь точность около 30%. Особенно из-за плохих отношений, существующих в настоящее время между Россией и Грецией, ракеты день ото дня теряют свою надежность и боеспособность. Характерно, что если они должны быть проверены и сертифицированы не позднее чем через 15 лет эксплуатации , то за 24 года этого не произошло.
Безопасность Кипра
Следует учитывать, что:
1. РЛС С-300 имеют дальность обнаружения и поиска цели до 300 км, дальность захвата цели до 200 км, а также возможность обнаружения малой отражающей поверхности.
2. С-300 имеет дальность поражения 150 км по неманеврирующей цели и от 40 до 75 км по истребителям и другим маневрирующим целям, таким как например ракеты.
3. Наличие С-300 на Крите обеспечивает пролет греческих истребителей в том случае, если будет принято решение об их отправке на Кипр, если на острове начнутся боевые действия.
4. Ракеты используются не только зенитные, но и противоракетные.
Моральные дилеммы и патриотизм
С-300 являются собственностью Греции, но их перепродажа и перемещение требуют одобрения России и компании-производителя. Это предусматривается «Сертификатом конечного использования».
Решение Греции отправить С-300 в Украину поднимает дипломатические, моральные и военные проблемы, которые ухудшают и без того напряженные отношения между Афинами и Москвой. Почему? Потому что, когда Кипр находился под эмбарго США, Россия продала ему системы вооружения для защиты от турецкой угрозы, разумеется, с компенсацией. Поэтому моральный, де-факто, вопрос поднимается. Конечно, по мере развития ситуации на поле боя в Украине Греция могла бы возразить, что нынешняя российская стратегия особенно неэтична, поскольку стратегическая инфраструктура разрушается, в результате чего миллионы мирных жителей страдают от холода.
Другими словами, можно утверждать, что отправка греческих С-300 в Украину направлена на то, чтобы положить конец безнравственной практике России. В этом смысле можно было бы оправдать передислокацию С-300 в Киев или куда-то еще.
Греция оставляет открытым такой сценарий, при условии, что он будет компенсирован США, чтобы прикрыть пробел аналогичным зенитным и противоракетным комплексом Patriot с дальностью действия по подвижным целям примерно от 75 до 80 километров.
Само собой разумеется, что: А) В случае передислокации С-300 в Украину не должно быть ни единого момента пробела в безопасности. Б) следует учитывать степень дальнейшего ухудшения отношений Греции с Россией (расчетливое решение).
Принятие решения
Правда, помимо случая с Грецией, американцы время от времени оказывают давление на кипрское правительство, чтобы киприоты избавились от всех имеющихся у них российских систем вооружения, будь то зенитно-ракетные комплексы «Бук» и ТОР-М1 или российские танки Т-80.
Такое развитие событий без замены их аналогичными американскими или европейскими системами вооружения оставляет Национальную гвардию полностью оголенной и открытой для турецкой угрозы. Буки могут играть и играют свою роль, но они не были модернизированы должным образом из-за финансовых и других проблем.
Они не были протестированы. Даже когда в Израиле был подготовлен полигон для испытаний, Россия никогда не давала добро на это, как того требует договор по соображениям собственной безопасности. В этих условиях следует принять решение о том, будет ли Республика Кипр и дальше иметь российские системы вооружений или же она заменит их европейскими или американскими после отмены эмбарго.
Проблема с российским оружием и решения
Это правда, что со стороны кипрского правительства было бы нечестно и неэтично отправлять Украине какие-либо российские системы вооружения, проданные ему Москвой, когда США ввели против Кипра эмбарго. Первый вопрос, на который должно ответить новое правительство, — будет ли оно модернизировать устаревшие российские системы вооружения, а второй, связанный с первым, — направит ли оно их, например, в Украину. Или после консультации с Россией можно было бы их продать, как это произошло с российскими вертолетами, в страну либо дружественную России, либо нейтральную.
«Железный купол» и «SPIKE LNOS»
Решения по российским системам вооружений связаны с требованием широкого общественного признания, а именно с требованием возрождения Доктрины единого оборонительного пространства, что означает, что закупки и модернизация нашего арсенала должны быть обсуждены с Грецией.
Республика Кипр уже заказала у Израиля один из вариантов зенитной и противоракетной системы «Железный купол», а у Греции — ракеты «SPIKE LNOS», которые имеют полезную дальность 32 километра и может использоваться армией на транспортных средствах, ВВС на «Апачах» и ВМС.
Как сообщают военные источники, особенно в случае с ВМС, установка на скоростных катерах может невообразимо помочь в морской партизанской войне в Эгейском море, наводя ужас на турецкий флот.
В то же время они добавляют, что следует изучить вопрос о покупке еще одного фрегата типа «Белара» при финансовой поддержке Кипра для использования в логистике единого оперативного района с Грецией. Что касается широко разрекламированных ракет «Тайфун», которыми президент Турции Тайип Эрдоган намеревается поразить Афины, им, как указано, могут противодействовать существующие ракетные установки, которые есть у Греции, и «Patriot».
Принятие решений после выборов по созданию новой доктрины сдерживания, которая будет начинаться с Фракии и заканчиваться на Кипре, создает условия безопасности и снижает вероятность кризисов и войн.
В сочетании с региональными союзами на практике, такими как союзы с Израилем и Египтом, модернизация государств Кипр и Греция в рамках ЕС и НАТО будет иметь особое значение. В то же время создаются новые позитивные условия с точки зрения баланса сил с Турцией, чья наглость и агрессия могут быть ограничены.
Как Менендес может помочь Кипру?
Председатель сената по иностранным делам Боб Менендес на днях ясно дал понять об антидемократической политике Эрдогана, предупредив его, что, если он применит ракеты «Тайфун» против мирного населения Афин, это немедленно будет считается преступной войной.
Это означает изменение политической культуры. Она предполагает уважение к себе и предлагает возможность быть уважаемым другими. Мы раскрываем себя.
Нельзя не сказать, что мы унижены, поскольку кипрский истеблишмент оставляет открытой дверь для того, чтобы часть турецких войск осталась на Кипре в случае решения кипрского конфликта. Можно было бы утверждать, что Менендес делает такие заявления не потому, что влюблен в Грецию и Кипр, а потому, что считает это выгодным национальным интересам своей страны, то есть сверхдержавы США. Вопрос: Как нам извлечь выгоду из этого американского отношения? Однако не с нашим возвращением в Кранс-Монтану. Ведь ни один мудрец не совершает двойной грех…