Промышленный шпионаж, покупка на Западе научных изобретений и технических секретов всегда были главной задачей действовавших на Западе сотрудников КГБ и ГРУ, пишет Дмитрий Хмельницкий в статье для интернет-газеты Каспаров.ru. От успехов в этой области зависело развитие ВПК и, в конечном счете, военное могущество СССР. Военно-политическая информация и тем более пропаганда имели второстепенное значение. Несомненно, важное, но не настолько. Вербовочная работа с западным учеными была существенной составляющей этой деятельности и приносила иногда грандиозные успехи. Из самых известных — похищение американских атомных секретов в 40-е годы.
Исчезновение железного занавеса после распада СССР — при полном сохранении прежних задач советских спецслужб в новой России — открыло перед последними новые и очень широкие возможности. В том числе и в отношении методов работы. Одним из самых популярных способов окучивания советских эмигрантов стало создание псевдообщественных организаций, нацеленных на работу в той или иной целевой группе. В том числе и среди ученых.
За последние четверть века за границей выросло обширное эмигрантское сообщество, включающее ученых, сделавших на Западе карьеру. Соответственно, в очень большой степени выросли и возможности проникновения в западную научную среду, в том числе и в области высоких и военных технологий.
В октябре 2017 года в Сочи состоялся Всемирный фестиваль молодежи и студентов, мероприятие чисто пропагандистское. Выступая на открытии фестиваля, Путин заявил о намерении привлечь для работы в России ученых-эмигрантов, причем уже добившихся профессиональных успехов: «Будем думать над этим, есть определенные идеи», «Я, может, скажу такие жесткие вещи, но, тем не менее, Россия заинтересована в возвращении тех, кто реально состоялся и реально здесь может эффективно сотрудничать». И добавил, что «в стране будет продлена программа мегагрантов». Кому как не Путину знать, что ученые, работающие одновременно и на Западе, и в России — идеальные источники информации; в советское время о таком нельзя было даже мечтать.
Программа привлечения в Россию ученых-мигрантов с помощью больших грантов действительно работает уже несколько лет и непосредственно связана с одной очень любопытной эмигрантской организацией.
Международная ассоциация русскоговорящих ученых (Russian-speaking Academic Science Association — RASA) была основана на Первом Международном Семинаре бывших советских учёных во Франции в 2008 году. «Ассоциация объединяет научных работников из бывшего Советского Союза, работающих ныне вне Российской Федерации. В Ассоциацию входят также инженеры и предприниматели, работающие в области высоких технологий, а также студенты, аспиранты и постдоки, обучающиеся вне РФ» .
Официально RASA является «некоммерческой неправительственной организацией для развития связей русскоговорящих ученых за рубежом». Фактически создание RASA инициировано Российским правительством, которое, судя по многим признакам, ее и финансирует.
Как раз в 2008 году было объявлено «мероприятие 1,5» Министерства науки и образования России. Его целью являлось «взаимодействие с российскими учеными, работающими за рубежом, на постоянной и временной основе, закрепление их в российской науке и образовании, использование их опыта, навыков и знаний для развития отечественной системы науки».
Предполагалось приглашать иностранных ученых российского (советского) происхождения на работу в Россию для руководства научными проектами на очень хороших условиях: «Экспертная комиссия отберёт сто лучших проектов, каждый из которых получит финансирование в размере до двух миллионов рублей в год. В команде руководителя будет работать минимум один молодой кандидат наук, один аспирант и два студента. Руководитель будет обязан проводить в России в общей сложности два месяца в год; его зарплата составит не более половины общего объёма фонда оплаты труда по проекту. Все проекты рассчитаны на двухлетнее государственное финансирование».
Постановлением правительства РФ от 28 июля 2008 года была утверждена федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы», включавшая в себя мероприятие 1.5 — «Проведение научных исследований коллективами под руководством приглашенных исследователей». Еще через три месяца в Париже возникла «Международная ассоциация русскоговорящих ученых» — RASA.
Ассоциация состоит из трех секций — американской, европейской и азиатской (возникшей только в 2015 г). Ее деятельность организуется Международным координационным советом, куда входят представители всех секций и президент RASA. «Президентами RASA в разные годы являлись профессора: Вячеслав Сафаров (Франция, 2008-2010), Борис Чичков (Германия, 2011-2013), Владимир Шильцев (США, 2014-2016) и Игорь Ефимов (США, 2016 — наст. вр.).
На Западе RASA проводит конференции, просветительские чтения и популяризирует достижения российской науки.
В России RASA включена в работу правительственных и государственных организаций: проводит экспертизу проектов Министерства образования и науки, принимает прямое участие в программе «кадры 1,5» и т.д. С 2014 года возникают центры RASA с лабораториями при университетах Санкт-Петербурга, Томска, Казани.
Бросается в глаза, что Международная ассоциация русскоговорящих ученых состоит почти исключительно из представителей точных и естественных наук — химиков, физиков, биологов и т.д. Там совсем нет гуманитариев, каковые не подпадают под программу Министерства образования и науки «1.5»
Если забыть о прочих обстоятельствах и считать RASA общественной организацией, состоящей из добровольцев (каковой она официально является), то главная странность — само возникновение такой ассоциации. Люди, серьезно работающие в разных областях науки, не склонны объединяться в международные общества по этническому признаку. Просто за отсутствием общих интересов. Русские культурные общества существуют во множестве, но они функционируют совсем по-другому. И создаются с сугубо культурными целями. Международные научные общества существуют тоже во множестве, но они не этнические. И объединяют их членов сугубо научные интересы. Здесь же общих научных интересов нет, а формальный принцип объединения — родной русский язык и советское (российское) образование в прошлом.
Сама по себе такая странная ассоциация возникнуть вряд ли может. И тем более не может устраивать ежегодные конференции в разных странах света. Она и не возникла сама по себе. Совершенно очевидно, что RASA выполняет функции государственной организации, обслуживающей интересы российского правительства. А членство в такой организации сопряжено с определенными бонусами. Например, в виде российских грантов и прямого финансирования поездок и конференций.
Проследить контакты RASA с российскими правительственными организациями и спецслужбами довольно просто.
«Первый международный семинар бывших советских ученых» в 2008 году был организован профессором из Парижа Вячеславом Сафаровым на острове Поркероль в Средиземном море. На семинаре присутствовал российский министр образования, впоследствии помощник президента РФ, Андрей Фурсенко. Сафаров якобы случайно встретил Фурсенко в аэропорту Мюнхена и пригласил бывшего коллегу по физтеху на семинар. На этой встрече была создана RASA в виде двух отделений — европейского и американского.
В 2009 году конференция RASA с 42 докладчиками прошла на Корсике, причем в поселке отдыха, принадлежавшем Вооруженным силам Франции.
Там присутствовала целая группа высокопоставленных российских чиновников: Сергей Калюжный, член правления РОСНАНО; Леонид Гозман — директор Гуманитарных программ РОСНАНО; Сергей Иванец — директор Департамента стратегии и перспективных проектов в образовании и науке Министерства образования и науки Российской Федерации; Игорь Морозов — заместитель руководителя Федерального агентства по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному сотрудничеству (Россотрудничество).
Двое последних — Игорь Морозов и Сергей Иванец — высокопоставленные сотрудники спецслужб, курирующие работу среди эмигрантов и научно-технический шпионаж.
В 2011 году конференция RASA прошла в Казани с участием Министерства образования и науки, МИД, РОСНАНО, Россотрудничества, фонда «Русский мир» и прочих российских организаций. Министр Фурсенко рассказал там о конкурсе мегагрантов в размере 150 млн рублей, предназначенных «для приглашения ведущих ученых в российские вузы».
В июне 2014 г. один из организаторов RASA, профессор из Германии Борис Чичков, был принят в Москве главой Россотрудничества Константином Косачевым, который заявил, что его ведомство заинтересовано в развитии отношений с RASA.
В ноябре 2014 года конференция RASA, собравшая около сотни участников, прошла в Бостоне, США. Открыл ее тогдашний посол России в США Сергей Кисляк, а участие в организации принимали всевозможные российские организации, включая Координационный совет организаций российских соотечественников США (КСОРС).
В 2015 г. с представителями RASA в Лос-Анджелесе встретился новый министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов.
В 2015 году семинар RASA был организован в Берлине «Русским домом науки и культуры (РДНК) в Берлине при поддержке Министерства образования и науки РФ». В нем участвовал консул посольства РФ по науке и культуре, а также представители разных немецких организаций и ведомств — «Немецкого центра авиации и космонавтики (DLR), Немецкого научного общества (DFG), Немецкого института материалов (BAM), а также представители Министерства науки, исследований и культуры Федеральной земли Бранденбург».
В 2015 году конференцию RASA в Вашингтоне организовывали с российской стороны посольство РФ, Россотрудничество и Министерство образования и науки.
В июле 2015 года при поддержке «Газпрома» прошла первая конференция RASA в Сингапуре, вступительное слово на которой произнес посол РФ. На этой конференции было образовано Азиатско-Тихоокеанское отделение RASA. На конференции выступал бывший президент RASA Борис Чичков (Германия).
В том же июле 2015 года прошла конференция в Санкт-Петербурге, которую открыл другой бывший президент RASA Вячеслав Сафаров (Франция).
В конференции американского отделения RASA в Лос-Анджелесе в ноябре 2016 года принимали участие помимо генерального консула РФ в Сан-Франциско и посла РФ в США, министр образования и науки, представители Сколково, Роскосмоса, Россотрудничества.
В феврале 2016 года заседание Совета RASA состоялось в Берлине, в Русском доме науки и техники. На нем выступали представители Россотрудничества, торгпредства РФ в ФРГ, советник посольства по науке и технике.
По хронологии деятельности RASA видно, как она нарастает по мере международной изоляции России после захвата Крыма.
Функционеры Россотрудничества, «Русского мира», международных отделов секретных военных концернов, таких как РОСАТОМ и РОСКОСМОС, Координационного совета российских соотечественников, консульские и посольские чиновники РФ, работающие с эмигрантами — это все представители различных ведомств госбезопасности, выполняющие специфические государственные задания.
Можно с большой долей уверенности предположить, что члены руководства RASA с самого начала работают в интересах российского правительства, а рядовые члены — как минимум возможные объекты вербовки.
Дмитрий Хмельницкий