Сын сенатора и генерала ФСБ Владимира Джабарова вложил миллиард в российский бизнес через кипрскую компанию. Более подробно о том, кто такой Джабаров и как он прячет деньги в Европе пишет издание Важные истории.
Сенатора России от Еврейской автономной области генерал-майора ФСБ в отставке Владимира Джабарова без преувеличений можно назвать одним из самых яростных разжигателей войны России против Украины. По долгу службы ли — в Совете Федерации он работает первым замом председателя комитета по международным делам — или по зову сердца, но одиозные заявления Джабаров делает регулярно. Вот примеры только некоторых из них:
- «Абсолютно справедливая [специальная военная] операция. Хотел бы предупредить наших оппонентов: не надо давить на Россию»;
- «Призывы под общим лозунгом „Нет войне!“ чреваты национальным предательством»;
- «Украина может сохранить свою государственность только как свободная от нацистов и дружественная России страна»;
- «Нам в России теперь тоже наплевать на ваше мнение [Еврокомиссии] по поводу наших ответных ударов по объектам инфраструктуры Украины. <…> И хватит угрожать! Наш Президент уже сделал предупреждение Киеву и его западным спонсорам о том, что дальнейшие шаги нашей страны будут ещё более жесткими и сокрушительными»;
- «У нас есть все основания уничтожить транспортную логистику Украины от ее западных границ до линии боевого соприкосновения с российскими войсками»;
- «Украина тяжело больна неонацизмом! Цели и задачи СВО должны быть выполнены!».
Кроме антизападной и антиукраинской повестки в целом Владимир Джабаров активно поддерживает законодательство об иностранных агентах. Летом 2022 года он стал одним из авторов поправок, существенно ужесточивших этот закон. Запреты иноагентам, например, преподавать или организовывать мирные митинги Джабаров объяснил необходимостью повысить прозрачность их работы.
При этом принцип прозрачности не вполне соблюдался в работе младшего сына Владимира Джабарова — Александра. Когда любого российского гражданина или организацию могли признать иностранным агентом за получение, например, 200 рублей от жительницы Армении, Александр Джабаров владел долей в кипрской компании и вложил в нее не меньше 1,2 миллиарда рублей.
Согласно отчетности кипрской Valuestage Trading Limited, в 2016 году 28-летний Александр Джабаров дал этой компании заём «как ее совладелец» в 17,5 миллиона долларов — или почти 1,2 миллиарда рублей по среднегодовому курсу. А с 24 октября 2019 года Джабаров официально числился владельцем трети Valuestage Trading в кипрском реестре. Эта компания, согласно уже российскому реестру, в разное время владела от 60 до почти 100% российского застройщика «РКС Девелопмент».
Основатель и главный владелец «РКС Девелопмент» — инвестбанкир Игорь Сагирян, давний партнер сенатора-кагэбэшника Владимира Джабарова.
Кто такие Сагиряны и Джабаровы
Владимир Джабаров — настоящий современный патриот. Он говорил про себя: «Я — армянин, знаю историю армянского народа, но считаю себя стопроцентным русским». Джабаров работал в КГБ, потом в ФСБ, где был заместителем и исполняющим обязанности начальника управления «К» по контрразведывательному обеспечению кредитно-финансовой системы службы экономической безопасности. Эта служба несколько лет назад прославилась, когда у ее сотрудников при задержании нашли деньгами и драгоценностями 12 миллиардов рублей. Из службы экономической безопасности ФСБ Джабаров перешел работать в один из двух крупнейших частных инвестбанков того времени — «Ренессанс Капитал», который тогда возглавлял Игорь Сагирян. «Ренессанс» прославился, когда стало известно, что схема воровства налогов из бюджета, за разоблачение которой погиб Сергей Магнитский, была предварительно обкатана на компаниях «Ренессанса» (и не вызвала у него возражений). После «Ренессанса» Джабаров вместе с Сагиряном перешел в другой крупнейший частный инвестбанк — «Тройка Диалог». С 2009 года Джабаров — член Совета Федерации (и под санкциями, как все остальные сенаторы).
Сын Джабарова, Александр, не только инвестировал семейные деньги в «РКС Девелопмент», но и работал в ней финансовым директором, пока не перешел в Российский фонд прямых инвестиций. Старший сын, Эдуард, работает в Сбербанке.
Что такое «РКС Девелопмент»
Изначально основной целью создания «РКС Девелопмент» было строительство жилья с отделкой под ключ за пределами Московской и Ленинградской областей, сказано на сайте компании. У компании есть проекты в Краснодаре, Сочи, Анапе, Твери, Пензе, Астрахани, Ханты-Мансийске и других городах. В 2020 году она вошла в список системообразующих предприятий страны. В 2021 году выручка «РКС Девелопмент» и ее дочерних предприятий, по данным «Контур.Фокуса», была 3,3 миллиарда рублей.
Несмотря на войну, в июле «РКС Девелопмент» объявила о выходе на московский рынок. «В течение года мы запустим в столице и области четыре проекта совокупной продаваемой площадью 297 тысяч квадратных метров. Общий бюджет этих проектов составляет более 45 миллиардов рублей», — заявила генеральный директор компании Марина Щербакова. Первый проект — комплекс апартаментов бизнес-класса Insider на набережной Москвы-реки. Осенью Сбербанк одобрил для него кредит на 15 миллиардов рублей.
Как прятали бенефициаров
В марте 2022 года Valuestage Trading перестала быть владельцем «РКС Девелопмент». Сперва основным владельцем стал сын Сагиряна, Станислав, а потом — гендиректор компании Марина Щербакова (она тоже 11 лет проработала в «Ренессансе»).
Смена владельцев произошла и на Кипре: в апреле Valuestage Trading переписали на кипрскую компанию с говорящим названием Best Nominees Limited. Но стопроцентным бенефициаром в кипрском реестре значится Игорь Сагирян.
Все эти неожиданные изменения происходили уже на фоне войны, когда западные санкционные списки стали активно пополнять российскими чиновниками, их детьми и бизнесменами, близкими к государству, а также замораживать их зарубежные активы.
Александр Джабаров ответил по телефону корреспондентке «Важных историй», что не готов с ней общаться. На письменные запросы редакции, отправленные в пресс-службы «РКС Девелопмент», Российского фонда прямых инвестиций и Совета Федерации ни он, ни Владимир Джабаров, ни Игорь Сагирян, ни Марина Щербакова не ответили.