НАТО и Европейский союз накануне заявили, что утечки газа в Балтийском море были вызваны «саботажем», и пообещали дать «самый решительный ответ». При этом никакого конкретного обвинения не озвучили.
Кадры пузырящегося моря с места таинственного инцидента в Балтийском море опубликовала шведская береговая охрана. Внизу, на глубине от 80 до 100 метров, проходят трубы двух российских газопроводов – «Северный поток – 1» и «Северный поток – 2». Оба они были повреждены. Судя по всему, преднамеренно.
«Понятно, что эти инциденты не случайны. Вся доступная до сих пор информация, по-видимому, указывает на то, что это было преднамеренное действие, преднамеренный ущерб, который был нанесен», — заявил комиссар ЕС Валдис Домбровскис.
Оператор газопровода «Северный поток – 2» сообщил о внезапном падении давления в ночь на понедельник. Во вторник, 27 сентября, морское управление Швеции заявило о двух утечках на газопроводе «Северный поток – 1». Всего утечек три. Случились они на мелководье, неподалеку от датского острова Борнхольм.
Две утечки произошли в районе моря, который является частью исключительной экономической зоны Дании, а одна – в районе исключительной экономической зоны Швеции. Такие зоны считаются свободными для судоходства, полетов или прокладки трубопроводов. Но за морские ресурсы, в том числе защиту и сохранность окружающей среды, в этих зонах отвечают Швеция и Дания.
«Безусловно, какую-то информацию можно всем нам, наверное, ожидать от датчан и от шведов. Именно у них там очень много оборудования, которое осуществляет мониторинг. И именно, собственно, не попавшись в поле зрения этого оборудования, никто не мог, по идее, приблизиться к этим трубам», – заявил пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков.
Подобных инцидентов на трубопроводе «Северный поток – 1» не было с момента его ввода в эксплуатацию в ноябре 2011 года. «Северный поток – 2», как известно, в эксплуатацию и вовсе не ввели. Диаметр поврежденных труб – больше метра. Стальные стенки – толщиной от 27 до 35 мм. Сверху – многослойная защита от коррозии. Наконец, трубопровод заключен в железобетонную оболочку весом в несколько тонн. Может ли одновременное повреждение обоих трубопроводов быть случайным?
«Причина, по которой мы достаточно уверены в том, что это именно взрывы, – прежде всего количество высвобожденной энергии и время, короткая продолжительность, в течение которых эта энергия была высвобождена. Мог ли это быть какой-то коллапс? Обычно он более растянут во времени», – считает Питер Шмидт, сейсмолог Уппсальского университета.
Сила одного из взрывов составила 2,3 балла по шкале Рихтера, что датские эксперты охарактеризовали как взрыв мощной бомбы времен Второй мировой войны. Шведская полиция составила протокол о преступлении в связи с утечкой на «Северном потоке». На данный момент инцидент квалифицируется как грубый саботаж. Министерство энергетики Норвегии сообщило, что неподалеку от места утечки замечали «активность беспилотников». Норвегия рассматривает диверсию в качестве одной из версий случившегося.
Западные газеты строят предположения с помощью экспертов. Британский военный источник The Guardian предположил, что на трубы могли быть установлены мины. Например, водолазами, прибывшими на торговом судне. А взорвать их могли спустя несколько дней или даже недель после установки. Глубина повреждения труб достижима для водолазов.
Среди других версий – подводные беспилотники или даже субмарина. Но подводную лодку на такой небольшой глубине легко обнаружить. Подводные беспилотники есть у России, но как их используют – неизвестно.
Россия отрицает свою причастность к повреждению трубопроводов и ждет расследования. Представители ЕС пока не выдвигают обвинений.
Ситуацию в Балтийском море в эфире Настоящего Времени прокомментировал Алексей Кучеренко, замглавы комитета по вопросам энергетики Верховной Рады Украины.
– Пока он под давлением выходит в море, что-то с ним происходит, в том числе и в атмосферу. Но я хочу напомнить предысторию. Есть два трубопровода: «Северный поток – 1» и «Северный поток – 2» – две трубы первого и две второго. «Северный поток – 2» так и не заработал. Россияне закачали газ, то есть технологически он был заполнен, по оценкам, там приблизительно 160 миллионов кубометров. И по сути дела, тот газ, который так и не пришел в Германию, он выходит из неработающего газопровода. Что касается «Северного потока – 1», то он работал до конца августа, потом была какая-то техническая проблема с турбиной, потом масло ушло, и в результате его остановили как бы искусственно. Поэтому самый ключевой вопрос, я сейчас не хочу версии анализировать, потому что мне кажется, что вдруг такие серьезнейшие аварии на такой надежной системе не случаются. Поэтому пусть работают следователи.
То, что слышали сейсмологи звуки взрывов, это вполне очевидно. Теперь остается главный вопрос: а кому это выгодно? Но до этого я хочу сказать один ключевой вывод многих экспертов, которые понимают техническую сторону. После таких взрывов, если они действительно произошли в таких масштабах, а это вроде бы очевидно уже, большинство экспертов говорит о том, что, по сути, эти трубопроводы нельзя реанимировать. То есть «да не достанься же ты никому». И вот это, честно говоря, самый ключевой вопрос: какое решение на каком уровне нужно было принять, если это сознательное выведение из строя трубопровода, чтобы похоронить многомиллиардный проект.
– Если за взрывами стоит Россия, чем ей это выгодно?
– Сейчас очень актуально вспоминают заявления президента США Байдена о том, что Соединенные Штаты знают, как никогда не допустить этого проекта. Я все-таки убежден в том, что тогда американцы говорили об экономическом, политическом и санкционном давлении. Но я не думаю, что в такие игры, как диверсии, такие серьезные страны могут играть.
А вот неадекватной стране-террористу политически выгодно, поскольку это уже необратимый аргумент, который подтверждает то, что поставок российского газа в Европу по этим двум ниткам не будет. Тогда остается только украинский транзит, который сейчас очень слабо загружен, хотя я ожидаю, что он скоро прекратится по формальным причинам.
– То есть вы хотите сказать, что они сами себя взорвали, чтобы дальше шантажировать Европу? Но это же колоссальные деньги были вложены.
– Россия уже настолько завязла в этой авантюре, что лишние три-пять-восемь миллиардов стоимости этого «Северного потока – 2» [ничего не значат], и то половина из них это были европейские кредитные деньги. Поэтому поведение России предсказуемо. Они могут пойти на любой ущерб своему имуществу, чтобы шантажировать и загнать Европу в критическую ситуацию для того, чтобы Европа прекратила поддержку Украины.
– Или начала давить на Украину, чтобы она пошла на уступки России. Одна немецкая газета при этом пишет, что один из вариантов, почему это выгодно Киеву, чтобы транзит газа шел только через Украину и Польшу, намекая, что это могли сделать украинские спецслужбы. Как вам такая версия?
– Это первая версия российских политиков: бандеровцы подорвали на дне Балтийского моря. Красивая же версия, да? Утки еще какие-то там, птицы зараженные или что. Понимаете, я не знаю, насколько это выгодно, это же не простая комбинация, чтобы «ну подорвали». Это же надо заставить еще, чтобы газ пошел через нас на Европу. Поэтому я исключаю версию украинских боевых пловцов. Только в больном воображении. И это же озвучено, я так понимаю, российскими соответствующими классиками конспирологии. Тем более там очень важный аргумент: это Балтийское море, там очень маленькие глубины, 70 метров, если я не ошибаюсь. То есть на таких глубинах достаточно легко отследить, что там происходило. Как бы Украина выполнила эту операцию, я даже не представляю.
– То есть в боевых дельфинов Буданова вы не верите?
– Дельфины, какие-то утки или еще какие-то там боевые подводные животные – это все в воспаленном мозгу может прозвучать, но это малореалистично.
– Повлияет ли эта поломка на Европу, если газопровод и так был остановлен?
– Уже почти нет. В Европе сегодня уровень заполнения свыше 85%, то есть они даже перевыполнили свою программу. Практически все европейские хранилища заполнены. То есть они себе подушку безопасности создали. Безусловно, в случае остановки транзита через Украину на Европу, конечно, у Украины будет очень непростой отопительный сезон, мы это и так понимаем. Но мы проходили такую штуку в 2009 году, и в принципе понимаем, что да, с ограничениями, но катастрофических сценариев именно по газовой технологической схеме не должно быть. Ракетные удары – это отдельный терроризм №1, который сегодня грозит Украине в плане отопительного сезона. Только молимся на ПВО, на вооруженные силы и на другие факторы сдерживания агрессора.