В отношениях России и Евросоюза, вероятно, появился новый очаг напряженности. Вооруженные миссии Франции и Германии могут уйти из Мали. Непосредственная причина: военная хунта, которая руководит этой западноафриканской страной, ведет переговоры с представителями из РФ об отправке в регион российских военных наемников, пишет DW.
13 сентября агентство Reuters со ссылкой на дипломатические источники сообщило, что военная хунта в Мали близка к заключению договора об отправке российских военных наемников для обучения малийских вооруженных сил и предоставления защиты ведущим представителям руководства Мали. Сумма контракта, по данным агентства, составит около 10,8 миллиона долларов ежемесячно.
Публично о договоренностях между россиянами и Мали заговорил 14 сентября в Париже глава МИД Франции Жан-Ив Ле Дриан. Он пригрозил в случае заключения сделки вывести французские войска из Мали. «Вагнер [ЧВК «Вагнера»] — это военные формирования, которые в прошлом проявили себя в Сирии и Центрально-Африканской республике как те, кто совершают преступления и допускают насилие, которое никак не помогает решению проблем и абсолютно несовместимо с нашим присутствием», — заявил Жан-Ив Ле Дриан в Париже в разговоре с депутатами Национального собрания.
МИД ФРГ 14 сентября на вопрос DW сообщил, что «знает о российских переговорах с малийским руководством» и добавил, что «находится по этому вопросу в контакте как с европейскими партнерами, так и с малийским правительством», а также с Москвой.
15 сентября представительница МИД ФРГ Мария Адебар (Maria Adebahr), выступая перед журналистами в Берлине, уточнила, что «возможность такого сотрудничества вызывает у нас крайнюю тревогу». В свою очередь, спикер Минобороны ФРГ Кристина Рутси (Christina Routsi) добавила, что в случае, если частные российские военные специалисты окажутся в столице Мали Бамако, «мы будем обсуждать последствия и наши возможные действия вместе с нашими партнерами в европейском и международном формате».
Наконец, вечером 15 сентября министр обороны ФРГ Аннегрет Крамп-Карренбауэр (Annegret Kramp-Karrenbauer) написала в сети Twitter: «Если руководство Мали пойдет на такую сделку с Россией, это будет противоречить всему, что Германия, Франция, ЕС и ООН делали в Мали на протяжении последних восьми лет».
Крамп-Карренбауэр косвенно также пригрозила выводом сил бундесвера из Мали, добавив, что сделка между Москвой и Бамако «ставит под вопрос основы мандата бундесвера в рамках MINUSMA и EUTM » и что теперь Минобороны должно будет «вместе с бундестагом сделать выводы».
Глава МИД России Сергей Лавров на прошлой неделе фактически подтвердил, что наемники из России уже находятся в Мали. «Они [власти Мали] обратились к частной военной компании из России в связи с тем, что, как я понимаю, Франция хочет существенно сократить свой воинский контингент, который там находился и должен был, как все понимали, бороться с террористами», — сказал Лавров, выступая на сессии Генассамблеи ООН.
В Кремле тему присутствия российских военных специалистов в Мали официально еще не комментировали, а 15 сентября пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков заявил, что «российских военных в Мали нет». Причина отказа комментировать вероятную сделку с частными военными компаниями вполне очевидна: это, во-первых, формально не входит в компетенции Кремля, а во-вторых, любые частные армии в России запрещены.
Известная под именем ЧВК «Вагнера» неофициальная военная организация не входит в регулярные вооруженные силы России и не имеет юридического статуса на ее территории.
Свидетельством того, что российская сторона заинтересована в сделке с Мали, также может служить и возросшая медийная активность ряда российских СМИ, опубликовавших в последние недели сразу несколько статей, посвященных ситуации в Мали. Основной смысл текстов сводился к тому, что Франция потерпела фиаско, а малийцы ждут российской стороны помощи. В медийном освещении темы российской военной помощи в Мали также принимала участие и медиагруппа «Патриот», главой попечительского совета которого является российский бизнесмен Евгений Пригожин. Пригожина также связывают с ЧВК «Вагнера», но он эту связь отрицает.
Медийную активность из России заметили и раскритиковали в Чехии, принимающей вместе с ФРГ и Францией участие в международных миссиях в Мали. Россия пытается «убедить жителей Мали, что ЕС оккупирует их страну» и проявляет в этом «очень заметную активность», заявил неделю назад замминистра обороны Чехии Ян Хавранек.
Как сообщает ВВС, одновременно с активизацией дипломатической работы и медийной подготовки, в краснодарском Молькино начался набор наемников в ЧВК «Вагнера». Об этом ВВС сообщили двое «вагнеровцев». Соответствующие объявления стали появляться в связанных с ЧВК пабликах в соцсети «ВКонтакте».
Набор идет среди самых разных специалистов, в ЧВК требуются: переводчики с французского, санитарные инструкторы, хирурги, терапевты, врачи общей направленности, инженеры, повара, водители. Востребованы и все военные специальности — саперы, минеры, операторы и механики беспилотных летательных аппаратов.
В ЧВК принимают мужчин от 23 до 45 лет, основанием для отказа могут стать налоговые задолженности, судимости по уголовным статьям, плохие зубы или серьезные заболевания. Не принимают в ЧВК граждан Грузии, а также всех, кто родился на территории УССР и Украины. Во всех записях отдельно уточняется, что записаться в «вагнеровцы» не смогут ни уроженцы самопровозглашенных «ДНР» и «ЛНР», ни жители аннексированного Россией Крыма, что «вызывает определенное возмущение у участников боевых действий на востоке Украины».
Первые сообщения о наборе наемников в Африку стали появляться как раз в день визита малийского министра обороны в Москву. «Если вы ждали большой набор с поблажками, то это он и есть!» — говорилось в них. Минимальная зарплата в ЧВК начинается от 150 тысяч рублей в месяц, но в 90 % случаев она бывает значительно выше.
В 2013 году Евросоюз отправил в Мали миссию European Union Training Mission Mali (EUTM Mali). Основные участники миссии — Германия, Испания и Чехия, всего 22 государства ЕС. Численность европейских военнослужащих EUTM Mali составляет около 900 человек, из них 600 это солдаты бундесвера, цель которых — обучать вооруженные силы Мали.
Европейцы активизировали свои миротворческие усилия после того, как в начале 2012 года в Мали разгорелся вооруженный конфликт между правительственными войсками и боевиками различных группировок сепаратистов и исламистов.
Также до 1 100 военнослужащих бундесвера участвуют в миротворческой миссии ООН по стабилизации в Мали (MINUSMA). В рамках MINUSMA в Мали находятся 15 тысяч военнослужащих.
Что касается Франции, то в Мали действуют, по официальным данным, 5 100 французских военных, которые одновременно участвуют в нескольких миссиях, включая те, что согласованы напрямую с руководством Мали и соседними африканскими странами по региону Сахель. Работу каких именно миссий в случае прихода частных российских наемников может прекратить Париж, пока неизвестно.
Ранее в июле Франция объявила о том, что до конца 2021 года закроет часть своих военных баз в Мали, которые действовали в рамках операции «Бархан». Министр обороны страны Флоранс Парли заявила 14 сентября, что несмотря на сокращение присутствия «мы все еще в Мали и останемся здесь определенно в ближайшие месяцы и годы».
В экспертных кругах на Западе международные миссии в Мали считаются малоэффективными.