Юрий Шулипа: «Будущее Донбасса по формуле Штайнмайера»

В пресс-центре Украинского кризисного медиа-центра 3 августа прошла презентация научной монографии «Будущее Донбасса по формуле Штайнмайера». Автор научной работы — Юрий Шулипа, раскрыл суть возможных последствий для Украины инкорпорирования «формулы Штайнмайера» в украинское законодательство. 

По мнению Юрия Шулипы, актуальность презентации именно в данный период обосновывается заявлением Ангелы Меркель о необходимости имплементации в законодательство Украины «формулы Штайнмайера» и о проведении выборов на временно оккупированных Россией территориях Донбасса, прозвучавшим в Берлине в ходе совместного брифинга с президентом Украины Владимиром Зеленским. 

Участники брифинга отметили, что монография была бы полезной для изучения органами государственной власти с целью внедрения более четкой стратегии защиты национальных интересов. «Это особое научное исследование, которое рассчитано для специалистов отрасли национальной безопасности и обороны, посвященное проблемам войны и мира в Украине. Проблема решения вооруженного конфликта, которая поднимается в книге – будет актуальной еще долго», – отметила Наталия Целовальниченко, адвокат, кандидат юридических наук, руководитель Луганской правозащитной группы. 

Юрий Шулипа и Наталия Целовальченко

Присутствовавший на презентации депутат Верховной Рады Украины четырех созывов, прокурор, судья, заслуженный юрист, почетный работник юстиции и прокуратуры, доктор философии, гетман казачества Украины, экс-кандидат в президенты Украины, соавтор Конституции Украины, профессор Юрий Кармазин поблагодарил Юрия Шулипу за большую проделанную работу и отметил, что «в Российскую Федерацию вывезено с оккупированной части Донбасса более 150 предприятий», что стало одной из основных причин деиндустриализации временно оккупированного Россией Донбасса. 

Юрий Кармазин

Настойчивое желание внедрить «формулу Штайнмайера» в украинское законодательство является прямым вмешательством во внутренние дела Украины. Так охарактеризовал Юрий Шулипа требование канцлера Германии Ангелы Меркель к президенту Украины Владимиру Зеленскому инкорпорировать «формулу Штайнмайера» в украинскую Конституцию и в законодательство Украины. Юрий Шулипа назвал этот демарш Меркель  «инициативой Путина, которую он пытается продавить с помощью своих международных «коллег».

С этой оценкой согласилась и кандидат юридических наук, руководитель Луганской правозащитной группы Наталия Целовальниченко:

Фактически предлагается присоединить Украину к ОРДЛО, сделать такое большое ОРДЛО, которое не управляемое народом Украины, но управляемое извне враждебными Украине силами, что фактически разрушит украинскую государственность.  

В свою очередь, заслуженный юрист Украины и украинский политик Юрий Кармазин отметил противозаконность минских соглашений и их несоответствие международному праву и стандартам Организации Объединенных Наций: 

Все говорят о Минских соглашениях, их легитимизации, забыв, как они были заключены. Согласно Закону Украины «О международных договорах», они не являются международным договором. Они не ратифицированы парламентом и не подписаны уполномоченным на то должностным лицом в тот срок и условиями, которые предусматривают международные соглашения. Эти соглашения целиком выпадают за пределы Конституции. Ни один человек в Украине не может брать на себя ответственность, в том числе и президент, относительно того, что он внесет изменения в Конституцию. Это исключительное право Верховной Рады Украины. 

Почему же тогда минские соглашения стали не временным компромиссом ради остановки российской агрессии на Донбассе, а главным документом, выполнять который требуют от Украины не только в Москве, но и в Париже, и Берлине? Автор монографии Юрий Шулипа объяснил это нежеланием Франции и Германии конкурировать за Украину с Россией и фактическое согласие Запада на превращение горячей фазы российской агрессии на Донбассе в международный конфликт низкой интенсивности:

20 февраля 2014 года, Владимир Путин начал 4-ю мировую гибридную войну против коллективного Запада в качестве акта геополитического ревизионизма за экзистенциальное поражение СССР в 3-й мировой холодной войне, что зафиксировано ведомственными медалями министерства обороны РФ «За «возвращение» Крыма», а также актами органов власти Украины. Главная стратегическая цель этой войны в Европе – изменение европейской конфигурации, а в Украине  –  ликвидация Украины как государства и субъекта международного права.

АР Крым и ОРДЛОУ были оккупированы российскими оккупационными войсками с перспективой полного поглощения всей территории Украины в российское пространство.

Срок выполнения Минских соглашений закончился 15 декабря 2015 года. Но они устраивают Кремль по пяти причинам. Они способствуют ухода России от ответственности за причиненный Украине ущерб от оккупации территорий и военной агрессии. Они способствуют ухода от ответственности целого ряда представителей высшего военно-политического руководства России за совершение особо тяжких преступлений против прав украинцев и национальных интересов Украины. Они маскируют оккупацию части украинских территорий на Донбассе под внутренний гражданский конфликт, позволяют России на неопределенное время удерживать режим оккупации этих территорий и совершать тяжкие (и особо тяжкие) преступления против мирного населения. А также позволяют России интегрировать оккупированные территории в политическое пространство Украины со всеми атрибутами российского присутствия и на российских условиях.

Введенные Западом антироссийские санкции недостаточны, потому что не вызывают отрезвление у опьяневших от войны московских агрессоров. Поэтому необходимо расширение и усиление санкций, а также помощь Украине со стороны Запада в развитии временной демилитаризованной зоны вдоль линии разграничения на Донбассе и в Крыму, считает Шулипа: 

– Примеры – это Веймарская демилитаризованная зона во время II Мировой Войны, демилитаризованная зона шириной в 4 километра между северной и южной Кореями, а также нынешняя демилитаризованная зона между Индией и Пакистаном. Чтобы защитить население на временно оккупированной территории, государство должно наконец-то ратифицировать Римский статут Международного уголовного суда, стать участницей Ассамблеи Международного уголовного суда и принимать участие в выработке международной уголовной политики. Это может быть одной из форм защиты оккупированного населения, как угроза наказания военных преступников. К сожалению, на всем постсоветском пространстве главной проблемой остается безнаказанность лиц, находящихся у власти. Сейчас представители кремлевского режима не пускают на оккупированные территории миссии Международного Красного Креста, ограничивают присутствие мониторинговой группы ОБСЕ, блокируют допуск представителей Уполномоченного по правам человека при ООН и других правозащитных организаций. Ответом на это должно быть ужесточение санкционной антироссийской политики.

По мнению Юрия Шулипы нормандские протоколы и «формулу Штайнмайера», следует рассматривать лишь в качестве неких политических квазидеклараций о намерениях. Эти материалы не являются правообязывающими в значении международного права, а стало быть, не создают для Украины каких-либо правовых обязательств перед странами так называемой «нормандской четверки».  

В своей обзорной презентации Юрий Шулипа призвал прекратить практику навязывания Украине капитуляционных условий со стороны руководства страны-агрессора и оккупанта через президента Франции Э. Макрона и канцлера Германии А. Меркель вроде «формулы Штайнмайера», нормандских, кластерных и прочих «соглашений». Принимая условия В. Путина, – руководителя страны-агрессора и оккупанта, президент Франции Э. Макрон и канцлер Германии А. Меркель нарушают положение статьи 103 Устава ООН, гласящей: «В том случае, когда обязательства Членов Организации по настоящему Уставу окажутся в противоречии с их обязательствами по какому-либо другому международному соглашению, преимущественную силу имеют обязательства по настоящему Уставу», и одновременно действуют на стороне  страны-агрессора и оккупанта против Украины.

Также Юрий Шулипа рекомендовал МИД Украины незамедлительно вносить ноты протеста в МИД России, Германии и Франции по фактам политического давления на Украину с неправомерным требованием  инкорпорирования «формулы Штайнмайера» в законодательство Украины, амнистии колаборантам и предоставления особого статуса ОРДЛОУ.

Из проведенного исследования Юрий Шулипа сделал логически правильный вывод о том, что дело не в минских соглашениях, нормандских протоколах, или в «формуле Штайнмайера», это всего лишь инструменты: «Если бы Путин хотел прекратить оккупацию ОРДЛОУ и международный вооруженный конфликт низкой интенсивности, он бы расформировал свои оккупационные администрации и вывел бы свои оккупационные войска с территории Украины». «Мир в Украину вернется только после вывода из Украины российских оккупационных войск. Пока оккупационных войск не было, до оккупации был мир» – подчеркнул Юрий Шулипа.  

В завершении презентации своего монографического исследования, Юрий Шулипа сделал прогноз трех основных сценариев временно оккупированной территории Донбасса, которые, по его мнению, могут быть несущественно изменены в пределах 10-12 %.   

Сценарий 1. «Негативный». Если Украина инкорпорирует «формулу Штайнмайера» в свое законодательство по версии саммита советников нормандского формата от 12 июля 2019 года, с помощью своей многочисленной политической агентуры Кремль запустит долгожданный процесс фрагментации Украины на квазигосударственные образования и через некоторое время возникнет высокая вероятность исчезновения Украины с политической карты мира как государства и геополитической реальности. Ликвидация Украины может произойти благодаря синергии коллаборантов ОРДЛОУ и участников российских вражеских агентурных сетей.

Сценарий 2. «Нейтральный». Высшее политическое руководство Украины удерживает статус-кво, не инкорпорирует «формулу Штайнмайера» в украинское законодательство, не делает никаких законодательных и нормативных решений на основе «формулы Штайнмайера», Минских договоренностей и тому подобное в пользу страны-агрессора и оккупанта. В таком случае ситуация до конца смены политического режима в России, либо ее полного, либо частичного распада будет сохраняться без существенных изменений. Для удержания статус-кво необходимо бороться с многочисленной политической агентурой и продолжать строительство военной организации государства.

Сценарий 3. «Позитивный». Высшее политическое руководство Украины отходит от минских соглашений в пользу гарантий будапештского меморандума и в «будапештском треугольнике» США – Великобритания – Украина, совместными усилиями трех акторов разрабатывается дорожная карта деоккупации всех временно оккупированных территорий (Крым и ОРДЛО) с помощью гибридных (смешанных) средств, преимущественно невоенных: санкций, дипломатии, информационной политики, некоммерческих объединений (мягкой силы), правовых процедур, наращивания военно-промышленного потенциала и т. п.

Именно реализация сценария N3 способна не только ускорить освобождение всех временно оккупированных территорий Украины, но и смену политического режима в России, а вместе с этим и ее распад.

Стоит отметить, что презентованная монография является первым крупнейшим научным комплексным исследованием перспектив инкорпорирования «формулы Штайнмайера» в законодательство Украины по версии саммита советников нормандского формата от 12 июля 2019 года.

На основе закономерностей внешней политики Российской Федерации, права, экономики и безопасности автор сформулировал содержательный прогноз последствий предоставления отдельным районам Донецкой и Луганской областей «особого статуса» и проведения на этих территориях местных выборов для Украины, Европы и России. Был проанализирован широкий круг вопросов: технологий информационно-психологического воздействия;российской доктрины гибридной войны; «особого статуса»; амнистии;эффективности международных институтов; пробелов в законодательстве.

Сформулированы невоенные признаки подготовки к войне. Представле наконцептуально новая комплексная позиция многопланового характера по решению вопросов политического урегулирования международного вооруженного конфликта, подтвержденного прогностическими вариантами развития ситуации, включающими избегание РФ международно-правовой ответственности, маскировку оккупации части территории Украины под внутренний гражданский конфликт. Обозначены пределы удержания РФ режима оккупации. Монография рекомендуется для всех, кто интересуется будущим Донбасса, Украины, Европы и России, вопросами безопасности и международных отношений.

Видеозапись презентации монографии.

Виктория КИРИЛЛОВА, Евгений ЗАБОЛОТЬКО