СМИ, парламент, спецслужбы и суды Британии лихорадит от «русских олигархов»

На фоне готовящегося в Великобритании выхода из Европейского союза, который должен состояться 31 октября 2019 года, политическая жизнь страны оживилась еще одной яркой темой —  разборками «русских олигархов», как называют в Лондоне всех сколько-нибудь состоятельных выходцев из России.

В лондонской газете The Guardian вышло сразу два посвященных этому материала. В одном из них сообщается, что журналист канала Al Jazeera Уилл Джордан уволился в знак протеста против акта цензуры, обвинив редакцию в том, что ему мешали вести расследование, касающееся лоббистской и коррупционной кампании, которую развернули в Лондоне противники российского угольного магната Александра Щукина с целью заморозить активы его дочери Елены Щукиной и зятя Ильдара Узбекова, граждан Великобритании.

Интерес британских читателей к этому делу объясняется тем, что в организации этой кампании участвовал действующий депутат Палаты jбщин от cеверо-западного Норфолка сэр Генри Бeллингэм, бывший министр по делам Европы и Америки, oдин из oфициaльныx пpeдcтaвитeлeй пpeмьep-миниcтpa Beликoбpитaнии пo вoпpocaм тopгoвли. Британская контрразведка Мi5 даже начала расследование дела в связи с подкупом Беллингэма, который однако отрицает, что получал какое-то вознаграждение за свои труды.

Вторая публикация связана с пропавшим в декабре 2016 года управляющим одной из кузбасских шахт Евгением Лазаревичем. Его преемники при поддержке армии лоббистов — пиар-специалистов, юристов и журналистов — решили, как пишет The Guardian, убедить британскую политическую элиту в том, что перед исчезновением Лазаревич собирался дать показания против Александра Щукина, хотя никаких доказательств этому не представили.

В то же время в России сотрудники связанных с Щукиным компаний написали заявления в полицию о фактах нелегальной добычи на шахте «Коксовая-2», которая была под управлением Лазаревича. Лоббистов не смутил и тот факт, что Лазаревич пропал через месяц после того, как Александр Щукин был заключен под домашний арест — по делу шахты «Инской», никак не связанному с Лазаревичем.

The Guardian отмечает, что Щукин никогда не имел контактов и совместных бизнес-интересов с пропавшим управляющим, а также не являлся ни свидетелем, ни обвиняемым по делу об его исчезновении.

Тем не менее, сэр Беллингэм развернул кампанию против Щукина и его семьи, убедив миниcтpа бeзoпacнocти Великобритании Бeна Уoллecа проверить состояние зятя Щукина и его активы в Haциoнaльнoм aгeнтcтвe пo бopьбe c пpecтупнocтью, кoтopoe является нeзaвиcимым, зaщищeнным oт пoлитичecкoгo влияния ведомством. Расследование планировалось открыть на основании запроса Unexplained Wealth Orders (запрос о неясных источниках состояния), в рамках принятого в 2017 году закона о финансовых преступлениях (Criminal Finances Act).

В последнее время британское правосудие часто требует у переезжающих на остров миллионеров, в первую очередь, российских, арабских и китайских объяснить происхождение их капиталов. По мнению Ильдара Узбекова, которое приводит The Guardian, истинная цель заказной кампании против него, жены и тестя заключается в том, чтобы лишить их контроля над семейным кипрским трастом, который управляет их основным активом — угольной шахтой «Полосухинская», приносящей доход в 100 млн долларов в год.

Организаторами этой кампании против российского угольного магната назывались также выходцы из России, среди которых и адвокат Андрей Ляхов — в своих электронных письмах он заявлял, что кампания против Щукина и его семьи проводится при активной поддержке Уоллеса, хотя это было не так. Тогда министр безопасности и обратился в Mi5, передав контрразведке всю имеющуюся у него информацию. Ляхов в 2017 году уже был лишен права заниматься юридической практикой в Британии как раз из-за подделки электронных писем.

Спонсором этой пиар-кампании, по данным британских журналистов, был Эммануил Зельцер, живущий во Флориде российский юрист, известный своим участием в разделе наследства партнера Бориса Березовского Бадри Патаркацишвили.

Как отмечает The Guardian, пока никаких претензий к Щукину в Великобритании не выдвинуто. Его зять Ильдар Узбеков уже объяснял прессе, что источник благосостояния его семьи, угольный бизнес в Кузбассе, абсолютно прозрачен, в том числе для российской налоговой службы. За последние пять лет принадлежащие им компании заплатили налогов в России на общую сумму около 20 миллиардов рублей.

Одним из вероятных заказчиков кампании против Щукина и в России, и в Британии Узбеков называет бизнесмена, бывшего помощника президента Татарстана Рустэма Магдеева и его делового партнера Руслана Ростовцева. Судебные процессы между Щукиным и Ростовцевым тянутся давно, большую часть Ростовцев проиграл. В частности, по иску Щукина находятся под арестом средства Ростовцева — 113 миллионов долларов. Второй «олигарх«, имеющий конфликт с Щукиным — совладелец «Кузбассразрезугля» миллиардер Андрей Бокарев, которого Узбеков называет одним из интересантов пиар-кампании.

Сам Александр Щукин сейчас находится под домашним арестом в России по обвинению в вымогательстве контрольного пакета акций угольного разреза.

Источник