Кипрская проблема. Есть ли выход из тупика?

В начале марта состоится саммит по кипрской проблеме, созванный генеральным секретарем ООН в формате 5+1. ООН планирует принять у себя президента Кипра Никоса Анастасиадиса, лидера турко-киприотов  Эрсина Татара и правительственных чиновников трех держав-гарантов Кипра (Великобритании, Греции, Турции) для переговоров по урегулированию кипрской проблемы.

В рамках подготовки к этому саммиту 4 февраля этого  года Кипр посетил министр иностранных дел Соединённого Королевства Доминик Рааб. Он встретился с президентом Никосом Анастасиадисом и с лидером турко-киприотов Татаром.

Во время своего официального визита на остров Рааб сказал, что Великобритания является «страной, решающей проблемы, державой-гарантом и державой-постоянным членом Совета Безопасности ООН».

«И мы также хотим сыграть вспомогательную роль, помогая народу Кипра, обеим сторонам этого спора, продвинуть дела вперед, выйти из тупика и найти урегулирование, которое работает в интересах всех».

Он сказал, что все стороны должны воспользоваться возможностью, представленной переговорами генерального секретаря ООН в формате 5 + 1. Великобритания будет работать с кипрским народом и ООН, чтобы окончательно решить кипрскую проблему и достичь справедливого и прочного урегулирования.

«Воссоединенный Кипр может полностью реализовать свой потенциал, как маяк демократии, стабильности, процветания и основных ценностей».

«Вы можете рассчитывать на нашу дружбу, вы можете рассчитывать на нашу поддержку и можете рассчитывать на то, что мы будем играть активную и полноценную роль», — сказал Рааб.

Министр иностранных дел Кипра Никос Христодулидис сказал, что всеобъемлющее урегулирование должно соответствовать резолюциям Совета Безопасности ООН, Уставу ООН и ценностям и принципам права ЕС. Он также отметил, что воссоединившийся Кипр «должен быть функциональным государством, жизнеспособным государством-членом ЕС, стабильным, надежным  актором в своем регионе».

Христодулидис подчеркнул, что визит Рааба столь же важен, сколь и своевременен, учитывая, что он также совпадает с усилиями генерального секретаря ООН по возобновлению переговоров о всеобъемлющем урегулировании кипрской проблемы для создания двухзональной двухобщинной федерации (BBF).

Визит Рааба на Кипр продемонстрировал всю важность для мирового сообщества решения кипрской проблемы. Нерешенность кипрского вопроса мешает всем. Евросоюзу он мешает в реализации энергетических проектов и единству внутри ЕС. НАТО он мешает как источник конфликта на юго-восточном фланге альянса между его членами, Грецией и Турцией. Британии он мешает, как потенциальная зона конфликта, в который почти неизбежно будут втянуты британские войска, дислоцированные на Кипре.

Израилю он мешает реализовать энергетические проекты в полном объеме и наладить более тесные экономические отношения с Кипром. Также нерешенная кипрская проблема для Израиля является одним из факторов возможного военного столкновения с Турцией за контроль месторождений углеводородов в восточном Средиземноморье.

Американцам кипрская проблема мешает развивать полноценные экономические проекты с участием всех стран региона. А также, как возможная зона конфликта между членами НАТО, в который могут вмешаться третьи страны. В этом случае американцам придется вмешаться в этот конфликт на стороне одного из участников столкновения. Подобный сценарий неизбежно приведет к развалу юго-восточного фланга НАТО и угрозе большой войны в регионе с непредсказуемыми последствиями для всего альянса.

Но больше всего нерешенность кипрской проблемы мешает киприотам. Оккупация 40 % территории страны, закрытые турецкие порты для кипрских торговых судов и закрытое воздушное пространство Турции для кипрских авиалиний заметно тормозит экономическое развитие страны. В частности, значительно увеличивает стоимость доставки грузов на остров и, соответственно, увеличивает стоимость большинства товаров и услуг на Кипре. Противодействие Турции в реализации энергетических проектов наносит невосполнимый ущерб экономике Кипра.

Все заинтересованы в решении кипрской проблемы. Визит Доминика Рааба и сделанные им заявления не оставляют в этом сомнений.

Но есть два игрока в регионе, которые не заинтересованы в решении кипрской проблемы –это Турция и Россия. Турции выгоден конфликт как инструмент давления на Евросоюз. А также как фактор объединяющий турецкое общество перед лицом врага – Грецией и Республикой Кипр. Эрдоган умело и с большой пользой для себя пользуется кипрской проблемой. Его ставленник, лидер турко-киприотов Татар, не скрывает своего полного подчинения интересам Анкары.

Для того, чтобы склонить Турцию к согласию завершить конфликт, греко-кипрской стороне нужно пойти на такие уступки и жертвы, что теряется весь смысл в урегулировании. Шансов на то, что Турция проявит добрую волю и позволит разрешить многолетний конфликт приемлемым для обеих общин соглашением, почти нет. Остаётся призрачная надежда на то, что США и Евросоюз совместно надавят на Турцию и одновременно предложат невиданные экономические бонусы для того, чтобы склонить Эрдогана подписать соглашение об урегулировании. К сожалению, эта надежда весьма слаба.

Но даже, если теоретически еще можно представить себе, что Турция при определённых  условиях пойдёт на завершение конфликта, то нет никаких шансов на то, что Россия позволит решить кипрскую проблему. Не для того Россия долгое время готовила этот конфликт и неоднократно срывала его урегулирование, чтобы позволить на этот раз решить кипрскую проблему.

Об этом открыто заявила пресс-секретарь МИД России Мария Захарова.

«Навязывание схемы кипрского урегулирования извне недопустимо», — заявила Захарова 18 февраля на пресс-конференции в Москве, реагируя на визит Доминика Рааба на Кипр и его заявления по вопросу предстоящего саммита в ООН.

«Любое изменение основных параметров должно быть рассмотрено Советом Безопасности ООН», — продолжила Захарова, ясно дав понять, что в Совете Безопасности Россия наложит вето на любую попытку решить кипрскую проблему.

Захарова заявила, что Россия поддерживает усилия международного сообщества по достижению справедливого, жизнеспособного и всеобъемлющего решения кипрской проблемы, но подчеркнула, что «не должно быть никакого давления ни на одну из сторон».

То есть, по логике кремлевских бандитов, визит министра иностранных дел Великобритании на Кипр с целью содействия в решении конфликта, это давление на стороны конфликта. А когда турецкие официальные лица заявляют, что пришло время для разделения Кипра и создания независимого государства на его оккупированной Турцией части, это, по мнению Москвы, давлением не является и критику турецкой позиции от нее мы не слышим.

«Недопустимо навязывать им план урегулирования извне или жесткие сроки, или адаптировать помощь ООН к показателям прогресса на переговорах», — добавила она.

В переводе с кремлевско-лубянского языка на человеческий это означает, что Россия заблокирует в ООН любые планы по урегулированию конфликта.

Захарова также сказала, что киприоты сами должны оценить различные внешние побуждения относительно альтернатив урегулирования.  «Как постоянный член Совета Безопасности ООН, мы поддерживаем условия, одобренные резолюциями Совета Безопасности ООН, которые подразумевают создание двойной зоны и федерации двух сообществ с общим международным правовым статусом, суверенитетом и гражданством на основе соглашения, которое должно быть достигнуто обеими кипрскими общинами».

В переводе с кремлевско-лубянского это означает, что Россия сорвет все попытки урегулирования чужими руками и никакой ответственности за это не понесет. Для этого у Москвы есть ручная коммунистическая партия АКЕЛ в парламенте Кипра, которая по указанию  Москвы заблокирует любую попытку урегулирования кипрской проблемы. Кроме АКЕЛ у Москвы на Кипре есть масса глубоко инфильтрированных в политический истеблишмент, в бизнес, в церковь и в СМИ агентов влияния. С их помощью Москва разрушит любые планы по урегулированию кипрской проблемы. Захарова прямо говорит об этом. Открытым текстом.

Коммунисты Кипра и московские агенты

И это не удивительно. Москве нужен конфликт на Кипре. Используя нерешенность кипрской проблемы, Россия уже много лет усиливает свое влияние на Кипре и с его помощью вносит раскол и дезорганизацию в Евросоюз.

Пользуясь нерешенностью кипрской проблемы, Россия поощряет Турцию на провокации в исключительной экономической зоне (ИЭЗ) Кипра и тем самым блокирует реализацию энергетических проектов в восточном Средиземноморье по поставкам газа в Европу.

С помощью нерешенной кипрской проблемы Россия вносит раскол в ряды НАТО, постоянно поощряя Турцию в ее провокациях в отношении Греции. Используя нерешенность кипрской проблемы, Россия с помощью Турции наводнила Кипр нелегальными мигрантами, бегущими из Сирии от российских бомбардировок городов, больниц и лагерей беженцев и тем самым вызвала напряженность в кипрском обществе и недовольство правительством. С помощью своей агентуры влияния Россия, используя кризис с нелегальными мигрантами, пытается заменить правительство Кипра на более лояльных Москве людей.

Можно долго перечислять все выгоды, которые Россия получает от кипрской проблемы. Усугубление этой проблемы сулит Москве еще большие выгоды. Поэтому у России нет никакого интереса в решении кипрской проблемы.

Кипрская проблема может быть решена только при содействии НАТО, США и Евросоюза. Участие ООН в решении кипрской проблемы вредно и бесперспективно. ООН уже давно недееспособна и превратилась в инструмент пропаганды и дестабилизирующих действий России и других диктаторских режимов.

Сейчас стало очевидным, что вопрос кипрского урегулирования находится в тупике, выхода из которого нет. Выход может появиться только при кардинальных изменениях правил игры. Для изменения правил игры нужна политическая воля помноженная на ответственность перед будущими поколениями граждан Кипра. Кто из политической элиты Кипра способен на это не опасаясь за свое политическое будущее? Скоро мы это узнаем.

Борис ДЕМАШ