Близкий конец империи зла

Путин на сегодняшний день кажется более изолированным, чем когда-либо. Военные неудачи российской армии в Украине и санкции против России изменили отношения бывших союзников Путина. 

Война россии в Украине и неспособность страны-агрессора покорить соседнюю страну продемонстрировали слабость путина. Это спровоцировало «дружеские»  страны к поиску новых союзников, ведь многие не только стремятся не попасть под западные санкции, но и не желают создавать сложности в отношениях с государствами, серьезно обеспокоенными действиями агрессивной Москвы. Все это заставляет политиков многих стран переосмыслить свое отношение к Кремлю и его руководителю, который теряет свое влияние на международной арене. Путин уже чувствует неуверенность собственного положения перед лидерами стран, считавшихся его главными союзниками.

С самодовольным и вечно опаздывающим на официальные встречи Путиным на сентябрьском саммите Шанхайской организации сотрудничества (ШОС)  произошло немыслимое —  он несколько минут провел в ожидании лидеров Индии, Турции, Азербайджана и Кыргызстана.

Казахстанский президент заявил о поддержке территориальной целостности Украины. Токаев объявил о диверсификации нефтяных маршрутов, заморозил ряд проектов с РФ и принял десятки тысяч спасающихся от мобилизации россиян.

Нельзя забыть более чем прохладную встречу на Организации договора о коллективной безопасности. Премьер-министр Армении Никола Пашинян отказался подписывать итоговую декларацию съезда и даже намеренно держался подальше от Путина во время групповой фотосесси.

В октябре президент Кыргызстана Садыр Жапаров не приехал на день рождения Путина, а также на съезд Содружества независимых государств в Санкт-Петербурге, отменил военные учения ОДКБ.

Наиболее впечатляющий публичный акт неповиновения совершил президент Таджикистана Эмомали Рахмон, близкий союзник Путина из самой бедной страны постсоветского пространства. В октябре на саммите в Астане он предупредил Путина, что не стоит игнорировать интересы малых стран и относится к ним с нисхождением.

Стоит вспомнить и отказ Узбекистана от трехстороннего газового соглашения с РФ и Казахстаном, в котором Россия ставила ряд «политических условий» в обмен на «газовый союз».

«Сегодняшняя эпоха — это не эра войны», — знаменитые слова премьер-министр Индии Нарендра Моди вошли в заключительный документ саммита G20 в Индонезии, где осуждалась война. Моди особенно критиковал Путина борьбу за «территории или ресурсы». А отмена визита премьер-министра на ежегодный саммит в Москву в конце прошлого года тоже дает тревожный звонок для кремля.

Лидер Китая Си Цзиньпин заявлял, что у него есть «вопросы и опасения» по поводу войны. Си Цзиньпин во время личного разговора с Путиным четко дал понять собеседнику, что отношения Пекина и Москвы будут развиваться в прагматичном ключе и на существенную поддержку в «грязной, жестокой войне» Путину рассчитывать не стоит.

Нейтральный Папа Римский, у которого «нет добрых и злых», то «страдают как украинцы, так и россияне», то «действия РФ спровоцировало НАТО». Наконец, в своем обращении осудил аннексию оккупированных территорий, поддержал территориальную целостность Украины, выразил боль по поводу многочисленных жертв в Буче, Ирпене, Мариуполе, Изюме, Запорожье и других местностях. И главное – впервые обратился именно к Путину – «остановить эту спираль насилия и смерти». До этого Ватикан воздерживался называть виновных в агрессии.

И даже Сербия, постоянно поддерживающая террористические выходки кремля, не выдержала. На фоне скандала, связанного с деятельностью в республике ЧВК «Вагнер» президент Сербии Александр Вучич назвал «нечестной практику призыва в добровольцы сербов, поскольку это нарушает законы страны».

«Что вы делаете в Сербии? Зачем зовете сербов, когда знаете, что это нарушает наши законы? — буквально взмолился в эфире президент. Мы единственная страна в Европе, которая не приняла 35 деклараций против России. Почему тогда вы это делаете?»

Вчера появилась информация, что Сербия на правительственном уровне направила в Украину гуманитарную помощь для поддержки энергосистемы.

Президент Александр Вучич сказал , что для его страны Крым и Донбасс являются исключительно частью Украины.

Старый союзник Иран, такой же мировой изгой как и Россия, пытается «держать лицо». Вчера министр иностранных дел Ирана Хосейн Амир Абдоллахиан заявил о поддержке суверенитета Украины. По его словам, Тегеран не признает аннексию Крыма и территорий Луганской и Донецкой областей. Иран якобы не поддерживает широкомасштабную войну, которую развязала страна-агрессор, и надеется на мир в Украине, что не мешает Тегерану поставлять России дроны-камикадзе, которыми атакуют украинские города. Лицемерие и лживость характерны для руководителей Ирана, что делает их похожими на руководителей России.

Война в Украине развеяла иллюзии относительно политики Москвы и сущности российского государства. Начатая Путиным война станет гарантированным поражением как лично для него, так и для России.