Главнокомандующий Вооруженными силами Украины Валерий Залужный раскрыл правду о проблемах позиционной войны РФ в Украине. Он отметил, что полномасштабное вторжение государства-террориста спровоцировало начало крупнейшего со времен завершения Второй мировой войны беспрецедентного кризиса безопасности в глобальном измерении.
Об этом он написал в нашумевшей статье The Economist под названием «Современная позиционная война и как в ней победить». Современное военное искусство, как утверждает главнокомандующий , предполагает завоевание преимущества в воздухе для успешного проведения масштабных наземных операций.
Полный перевод статьи «Современная позиционная война и как в ней победить» Валерия Залужного:
«Начав широкомасштабную вооруженную агрессию против Украины 24 февраля 2022 г., российская федерация спровоцировала начало беспрецедентного мирового кризиса безопасности, крупнейшего со времен завершения Второй мировой войны. Российский великодержавный шовинизм, умноженный на больные имперские амбиции вооруженное противостояние демократического и авторитарного политических режимов с перспективой его распространения и на другие регионы планеты, построенные по подобным геополитическим моделям (Израиль и Сектор Газы, Южная и Северная Корея, Тайвань и Китай и др.). ООН и ОБСЕ не оставляет Украине другого выбора, чем возобновление ее территориальной целостности после широкомасштабной вооруженной агрессии в пределах международно признанных границ 1991 г. исключительно военной силой, решающую роль в которой играют ее вооруженные силы.
Вступив в войну с более мощным противником, у которого немало оружия и значительно больший мобилизационный потенциал, Украина не только смогла его остановить, но и осуществить в 2022 году удачное контрнаступление и отбросить противника по многим направлениям. Народ Украины продемонстрировал свою готовность не на словах, а на деле возложить душу и тело за свою свободу. Однако по многим субъективным и объективным причинам война на нынешнем этапе постепенно переходит к позиционной форме, выход из которой в исторической ретроспективе всегда был сложным как для Вооруженных Сил Украины (ВС Украины), так и для государства в целом. При этом затягивание войны, как правило, в основном выгодно одной из сторон конфликта. В нашем конкретном случае – российской федерации, поскольку это дает ей возможность восстанавливать и наращивать свое военное могущество. Поэтому особую актуальность в современных условиях приобретают вопросы, касающиеся осознания причин возникновения такой ситуации, поиска возможных путей выхода из нее и изменения характера и хода этой войны в пользу Украины.
Анализ ситуации, в которой находятся ВС Украины и другие составляющие сил обороны государства, свидетельствует о том, что для отхода от позиционной формы ведения военных действий необходимо: завоевание преимущества в воздухе; преодоление глубокоэшелонированной системы минно-взрывных заграждений (МВЗ); повышение эффективности контрбатарейной борьбы (КББ); создание и подготовка необходимых резервов; наращивание способностей радиоэлектронной борьбы (РЭБ). Поэтому определение причин перехода военных действий к позиционной форме и поиск возможных путей выхода из этой ситуации, очевидно, следует осуществлять именно по этим основным составляющим. Следует заметить, что указанные выше составляющие никак не нивелируют роль и место ракет и боеприпасов, артиллерийских систем, ракетных комплексов, средств РЭБ, других образцов вооружения и военной техники, предоставляемых партнерами. Они только дополняют их в контексте наращивания возможностей сил обороны благодаря новым технологическим решениям и инновационным подходам на пути выхода из позиционного кризиса на столкновение.
Рассмотрим следующие причины более подробно. Причины перехода военных действий в позиционную форму.
По завоеванию преимущества в воздухе. Современное военное искусство предполагает завоевание преимущества в воздухе для успешного проведения масштабных наземных операций. Это отразилось как в доктринах вооруженных сил государств-членов НАТО, так и в руководящих документах вооруженных сил Российской Федерации. ВС Украины вступали в войну, имея 120 самолетов тактической авиации, из которых только 40 были признаны технически пригодными к применению, и 33 зенитных ракетных дивизиона средней и малой дальности, из которых только 18 имели полностью исправную технику.
Благодаря материально-технической помощи стран-партнеров, Украина усилила свою авиацию и систему противовоздушной обороны. В частности, были получены самолеты истребительной и штурмовой авиации, а также вертолеты советского производства. Существенно было наращено количество зенитных ракетных комплексов (систем) – преимущественно средствами западного производства, в частности переносными зенитными ракетными комплексами Martlet, Starstreak, Джавелин, Piorun, Mistral, Stinger, Grom, зенитными самоходными установками Gepard, зенитными артиллерийскими комплексами Skyne Stormer, Patriot, Hawk, IRIS-T, NASAMS, SAMP-T, Crotale-NG.
Благодаря этому с начала широкомасштабной вооруженной агрессии российская федерация потеряла такое количество самолетов, которое примерно соответствует численности авиации одной воздушной армии, а вертолетов – примерно на 13 полков (бригад) армейской авиации. К тому же, потери средств ПВО противника разных типов уже превышают 550 единиц. Несмотря на такие потери, противник продолжает удерживать существенное преимущество в воздухе, что затрудняет продвижение наших войск и является одним из ключевых факторов, трансформирующих характер военных действий в позиционную форму.
По разным оценкам, к концу 2023 года противник может создать новую группу ударной авиации, которая будет состоять по меньшей мере из одной эскадрильи истребителей-бомбардировщиков Су-24 и Су-34, а также эскадрильи ударных вертолетов, поэтому на это обстоятельство следует обратить особое внимание. Но, несмотря на существенное количественно-качественное преимущество противника в авиации и средствах ПВО, он не может конвертировать его в полное господство в воздухе благодаря удачной работе наших подразделений непосредственного противовоздушного прикрытия войск, постоянно увеличивающих счет пораженных средств воздушного нападения. Это приводит к тому, что противник не чувствует себя спокойно в небе Украины, его авиация пытается не входить в зоны действия наших зенитных средств и применяет авиационные средства поражения преимущественно с больших расстояний, что существенно снижает их эффективность.