Как известно, война дорогое удовольствие и тем более дорогое, чем дольше она длится. Начиная СВО в Украине, руководство России просчиталось во многих вопросах: от оценок длительности военной операции до реакции мирового сообщества, прежде всего, в лице стран Запада. А реакция оказалась неожиданной – вал экономических санкций, которые повисли тяжелым камнем на шее у России.
Еще в далеком 2014 году после аннексии Российской Федерацией украинского Крыма и начала войны на востоке Украины, США ввели ряд ограничительных мер на нефтедобывающий сектор российской экономики.
На тот момент казалось, что подобные ограничения не имеют никакого значения – они непосредственно не сказались на работе отрасли. Нефть как добывали раньше, так и продолжали добывать, хотя суть санкций была в другом — ограничить доступ РФ к современным технологиям нефтедобычи.
Затем, в 22 февраля 2022 года случилось полномасштабное вторжение российской армии в Украину. После этого все значительно усугубилось. Санкций было введено столько, что Россия стала чемпионом по их количеству. Оправившись от первого шока, российские власти коке-как стабилизировали ситуацию. Однако, как говорят, где тонко, там и рвется. Чем дольше длится агрессия, тем более затратной она становится, а экономическая удавка никуда не девается.
И вот в очередной раз перед нами открывается картина того, как
«санкции не работают». В России с ее запасами нефти и возможностями для переработки образовался дефицит топлива, усугубляющемся ростом цен на него. Пришлось даже ввести запрет на экспорт нефтепродуктов.
Эксперты успокаивают: меры, принимаемые правительством, должны в скором времени стабилизировать ситуацию. Ну что же, посмотрим.
А тут еще и статистика по Газпрому подоспела – в 2023 году добыча сократилась на 25 %, вслед за этим оптовые тарифы для населения вырастут на 11,2% в 2024 году и на 8,2% — в 2025.
А между тем, пришла пора верстать бюджет на 2024 год. И вот общественности стало известно, что в будущем году траты на оборону вырастут на 68 %, достигнув 10,8 трлн. рублей, и составят 6 % российского ВВП.
Расходы на безопасность также вырастут и достигнут 3,4 трлн. рублей.
В общем, продолжение войны в Украине обойдется россиянам в сумму, составляющую около 49 % всех расходов федерального бюджета.
На первый взгляд, все это просто сухие цифры, а среднестатистический житель Нечерноземья вытерпит, ведь деды же терпели. Деды же и до Берлина дошли. Да вот незадача – нынешний россиянин уже не тот, он размяк, он не то, что до Берлина дойти не сможет, он и до Киева не дошел, а посему и санкции работают, как должны, и бюджет истощается, и рвения воевать у населения поубавилось, а платить за войну кому-то нужно.
На этом можно было бы и закончить, но есть еще один вопрос: кто же за все это заплатит? Очевидно, не Путин и его окружение.
И хорошо если бы все обошлось только деньгами, а так, не ровен час, можно и жизнью заплатить. Так, что, дорогие россияне, готовьтесь затягивать пояса на брюках, хотя, может, и на шее тоже.