«Что было, то и будет, и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем» (с).
Это, собственно, осталось единственным законом истории после краха коммунизма с его взятой у Гегеля теорией спирального развития человечества куда-то вверх, к сияющим вершинам бесконечного прогресса.
История вовсе не только одной России ходит по кругу.
Что было, то и будет… Сомневался ли кто-нибудь, что Навальный после отравления «Новичком» выживет, оклемается и вновь обретет способность говорить? И вот – о чудо! – об этом уже сообщают нам немецкие врачи. Прямо какая-то невезуха у Путина: то его криворукие подручные в Англии не смогли этим «Новичком» отравить насмерть Скрипаля, то в Сибири, на своей же собственной территории, – Навального.
Но если Навальный не умер и не стал инвалидом – то он автоматически становится героем, мучеником в терновом венце – и «вождем оппозиции» вдесятеро круче, чем раньше.
Скрипалей-то было за что травить «Новичком». Система, как известно, не прощает своих, перешедших на сторону противника. Это была просто банальная месть.
А Навального за что? Он же в ГРУ вроде не служил? И «вождь оппозиции» из него был до сих пор такой…очень специфический, скажем так. Сцеживавший комаров (вроде чьих-то незадекларированных квартир и особняков) и проглатывавший верблюдов (в виде оккупации чужих земель и геноцида соседних народов).Такой агент в роли «вождя оппозиции», попа Гапона XXI века – полезен настолько, что уничтожить его вот просто так, ни для чего, просто чтобы показать свою способность уничтожить любого, – запредельный идиотизм даже для путинского режима, не руководствующегося обычно логикой.
Причем настолько запредельный, что скорее поверишь в противоположную, не менее фантастическую версию: что Меркель в доле с Путиным, зависит от него не меньше, чем Трамп, – и вся история есть чистый фарс, постановка, включая и рапорты бундесверовских медиков о наличии «Новичка» в анализах Навального. В самом деле, после Шредера, ушедшего из канцлеров прямо в «Газпром», вас это удивит? После Трампа, завербованного, видимо, еще в советские годы… После Макрона, наконец, сделавшего, вопреки собственной предвыборной риторике, для Путина всё, что было в его, Макрона, силах. Не только континентальные вожди (для которых это историческая норма уже не один век), но и, к большому сожалению, президент США сейчас стали просто-напросто марионетками Путина, – так что ожидать от них можно чего угодно, любой пакости, лишь бы подыграть их хозяину, кремлевскому Саурону, пленившему их своей мощью.
Тогда все логично. Рано или поздно спецоперация эта вскроется – и как будут изумлены те, кто сегодня негодует и возмущается «отравлением вождя российской оппозиции Навального «Новичком»»! Ну, как вот совсем недавно, перед беларусскими «выборами» 9 августа, нашумевшая эта история с «вагнеровцами» в Беларуси, – чего только комментаторы и конспирологи ни говорили, каких только версий не строили, даже о том, что Путин послал своих наемников убить Лукашенко! Но истина – что это украинские спецслужбы заманили куда-то, охранять что-то, бандитов, воевавших против Украины на Донбассе, чтобы арестовать их в экстренно севшем в Киеве самолете – не приходила в голову решительно никому! Вот так же и версия с пиар-акцией по раскрутке Навального с участием немцев, с ведома и при поддержке верной путинской служанки и помощницы Меркель – не приходит сегодня никому из фанатов «оппозиционера» и в голову.
Лукашенко, между тем, жив, здоров – и продолжает преспокойно править, несмотря на регулярные, каждую неделю, как в Хабаровске, марши его противников по проспектам Минска и других городов. Но марши эти, активно вновь разгоняемые ОМОНом, не перерастают в революцию – и уже не перерастут, увы. Время безнадежно упущено. В таких ситуациях время всегда работает на диктатора и против инсургентов: «оборона есть смерть вооруженного восстания», как совершенно справедливо писал еще Ленин. Вооруженного восстания – а в Беларуси даже не пахнет никаким восстанием; наоборот, «протестующие» немало гордятся своей мирностью, законопослушностью, и даже показательно, вставая на скамейки, снимают обувь. Пай-мальчики и пай-девочки, короче, устроившие усатому тирану праздник непослушания. Очередной бунт на коленях, если быть честным перед самим собой. Гордятся своим мазохизмом и идиотизмом – и не понимают связи между таким вот демонстративным пай-поведением и теми пытками и зверствами, кои творит над ними ОМОН. Бандиты всегда бьют мирных, покорных, вежливых, интеллигентных, законопослушных. Бандиты понимают только силу – и к бандитам в форме и погонах это относится в первую очередь.
Напрасны упования, что, мол, там, в Беларуси, всё еще только началось, еще только разворачивается, мол, пока еще мало времени прошло. Тем паче нелепы ссылки, что, мол, последний Майдан в Украине тоже длился 4 месяца, пока не победил. Украинский Майдан с самого начала вел себя иначе, действовал иначе, совершенно не так, как паиньки-беларусы, реагировал на зверства «Беркута» – при том, что вообще-то мусора украинские никогда не славились таким уровнем лютости, каким с 90-х еще годов славится лукашенковский ОМОН, регулярно избивавший и разгонявший оппозиционные марши в Минске. Нет, время работает в таких ситуациях всегда на диктатора – и бесполезно думать, что срочную хирургическую операцию можно, видите ли, заменить курсами таблеток, рассчитанными на несколько месяцев. Пациент просто скончается, не успев выпить по расписанию, три раза в день после еды, все эти таблетки, прописанные ему гандистами, ненасильниками, законниками и гуманистами. Так что, увы, беларусский «пациент», в отличие от немецкого пациента Навального, сегодня уже скорее мертв, чем жив…
Характер народов – это константа, как раз по Экклезиасту, и если ее и можно изменить как-либо – то для этого нужны поистине титанические усилия и невероятно удачное стечение исторических обстоятельств. Пока что ничего подобного в этой части мира не видать. Русские (москали) остаются, как были всю свою историю, рабами – и, хотя ворчат и рычат на Путина, урезавшего им пайку и отодвинувшего подальше миску с баландой, но сорваться с цепи и перегрызть хозяину горло даже не пробуют. Где обещанные на эту осень «протесты» в России? Те «протесты», на которые так уповали всевозможные комментаторы, аналитики и политические предсказатели: мол, даже напасть снова на Украину Путину если что и помешает – то нестабильность внутри самой России, вызванная именно «протестами» обнищавшего населения. Осень есть – протестов нет (как нет, слава богу, пока и нового открытого нападения на Украину, – ее пытаются взять подкопами изнутри и предательством ее же высшего руководства).
Москали – рабы; украинцы – герои, совершившие только за первые 14 лет нового века две революции; да и прежде того – создавшие ОУН, грохнувшие без всяких сантиментов министра внутренних дел Польши в 1934, а после присоединения к СССР и начала WW2 – создавшие УПА и отчаянно воевавшие с оккупантами своей земли еще как минимум 10 лет. Характер же беларусов выявился в нашу эпоху каким-то неопределенным, средним, ни рыба ни мясо. Вроде европейский народ по происхождению, по всей своей истории, – но 26 лет терпел безумную тиранию Лукашенко, терпел все разгоны, избиения, похищения, пытки… – и даже не пытался всерьез восстать. Одного лишь побоища 2010 года, тоже после тогдашних «выборов», было бы более чем достаточно для народа, мало-мальски осознающего свое человеческое достоинство, дабы снести диктатора к чертовой матери – и было бы в истории этого народа 16 лет тирании и позора, несколько побольше, чем у немцев в эпоху нацизма, но все-таки не 26, не четверть века с лишним.
Дык нет – они и сегодня упорно ходят безоружными маршами по проспектам, бегают бегом от «космонавтов» вместо стрельбы по ним, снимают ботинки у скамеек, гордятся, что, мол, «насилие не свойственно нашему народу». И – хотя кое-кто спорит и даже специально делает подборки фотографий с тамошних акций – в массе своей беларусы подчеркивают свою невраждебность к России, подчеркивают ее даже устами вождей «КС оппозиции» и самой «избранного президента» Тихановской. Можно спорить, насколько Тихановская – путинская кукла, насколько она или Бабарыко (на коего Кремль ставил изначально, респектабельный окологазпромовский банкир) подписали бы все «глубокие интеграции с Москвой быстрее, чем их подпишет Лука. Но как в российском «глубинном народе» немало считающих, что Лука – это и впрямь «батька», сберегший беларусское «производство» в виде монструозных советских заводов и тем обеспечивший беларусам сытую жизнь, – так и в Беларуси немало среди тамошнего «глубинного народа» фанатов Путина, которым очень нравятся его решительные действия вроде захвата Крыма.
«Сапраўды, быццам стрэльбу над глобусам,
Край наш Творцы трымае рука,
І сьмярдзяць на прыпынках аўтобусы,
І мужчыны нясуць “Крыжачка”
Скокі, сьпевы штодня вельмі шумныя
“Эурапейскі спрадвеку тут край!”
Памяркоўныя людзі, разумныя,
Ну хоць сраку аб іх выцірай!» (с)
Виктор Шалкевич, беларусский бард
Когда теперь и как добудут беларусы свою свободу? Когда сдохнет Лука? Такие режимы рушатся со смертью их основателей, если только этим как поводом для окончательной аннексии и инкорпорации не воспользуется Москва. Есть же, в конце концов, на пространстве бывшего СССР страны, которым независимость просто свалилась на голову без особых усилий с их стороны. Среднеазиатские диктатуры, например. (Которые в декабре 1991 легко могли объявить, что СССР – это теперь они, со столицей в Алма-Ате, допустим, – но почему-то не захотели.) Еще одно доказательство того, что за свободу надо бороться, хотеть ее, приносить ради нее жертвы – иначе ее уносит ветром так же, как принесло, и на ее месте воцаряется какой-нибудь пожизненный Каримов, Назарбаев, Туркменбаши или Лукашенко.
Свобода может быть завоевана только в бою и оплачена только кровью. Это такая же аксиома, такой же фундамент истории, как и «что было, то и будет, и что делалось, то и будет делаться…». Кто борется за свою свободу – рано или поздно обретает ее. Кто не хочет или трусит бороться – придумывает отговорки типа той, что, мол, их народу насилие не свойственно и что «насилие порождает только насилие», – любимая мантра «правозащитников» и «либералов» исконно рабской России.
«Всякому, кто исповедует исторически необоснованную и аморальную концепцию насчёт того, что «насилие не в состоянии ничего создать», я посоветовал бы подискутировать с духами Наполеона Бонапарта и герцога Веллингтона. Насилие, откровенная сила, в истории человечества решило гораздо больше вопросов, чем какой-либо другой фактор, и противоположное мнение не имеет права даже называться концепцией. Глупцы, забывающие эту главную правду в истории человечества, всегда платят или, во всяком случае, платили за это недомыслие своей жизнью и свободой…» (с) Роберт Хайнлайн, «Звездная пехота», 1959 г.
Массы оказались, вопреки Ленину, ни на что не пригодными, и наша эпоха – это не эпоха творчества масс, а эпоха героических одиночек. Единственное заметное лицо, которое все-таки выдвинул месяц нынешней беларусской недореволюции, – это Колесникова, порвавшая свой паспорт при попытке ее депортации в Украину и севшая в итоге в тюрьму. Это единственное публичное лицо из всей беларусской массовки, оказавшееся хоть в какой-то мере способным на Поступок, наделенное хоть каким-то характером. Одновременно на этом же оселке была проверена – и сумела полностью потерять свою репутацию – знаменитая на весь мир Алексиевич, нобелевский лауреат по литературе, автор действительно великих книг, известная пацифистка, не придумавшая на сей раз ничего лучше, как обращаться к Путину и звать его быть посредником в решении судьбы Беларуси.
Колесникова, проявившая свой личный решительный характер, не станет от этого, конечно, подлинным вождем беларусской революции (которой нет) – помимо характера, как он ни важен, надо еще иметь и правильный политический вектор, а не работать в штабе откровенно промосковского кандидата. Но, может быть, найдутся и в Беларуси, и в России другие люди, которые смогут проявить характер, окажутся способны на Поступок – и, как знать, вдруг какой-то из Поступков этих одиночек сможет переломить ход истории?! Будь то Гаврила Принцип, Степан Халтурин, Игнатий Гриневицкий, Иван Каляев, Ли Харви Освальд… – не всем из них удалось реально переломить ход истории, но, по крайней мере, свои имена они обессмертили, вошли в историю навсегда.
Задумаешься – и поневоле приходит в голову, что, возможно, последним живым еще мэтром радикальной, бескомпромиссной решительной политики остается только Карлос (Ильич Рамирес Санчес), с 1994 отбывающий пожизненное заключение во Франции. За ним очень много грехов: коммунист, исламист, воевал против Израиля, против Запада, сотрудничал с советским КГБ, в последние годы обращался к Путину с просьбой о российском гражданстве. Но все это не отменяет главного: Карлос все равно остается живой легендой, поскольку он не говорил речей и не устраивал шествий, а действовал! Если он в интересах мирового коммунизма и тоталитаризма мог захватывать вражеские посольства, самолеты, а в 1975 году даже взял в заложники 80 участников встречи стран ОПЕК, включая 11 министров, – то почему сегодня-то сторонники свободы, революции, либерализма и прочих замечательных вещей не могут ничего подобного относительно путинских министров, например, а способны только ходить шествиями, махать флагами и выступать на митингах?!
У врага не грех и поучиться, тем паче, если это враг такого – мирового – уровня. Почему он 40 лет назад мог – а мы сегодня не можем? А тем, кто будет ссылаться на его сотрудничество с КГБ СССР – что, мол, он просто наемный убийца, грязный просоветский террорист, воевавший против свободного мира на кровавые советские деньги, и т.п. – надо напомнить, что, хотя так-то всё это правда, но… Но такое святое знамя ненасильственной борьбы и победы над коммунизмом, как польский электрик и будущий президент Лех Валенса, тоже в наши дни оказалось замарано неожиданно вскрывшимся сотрудничеством с польской госбезопасностью. Которая, как и во всех прочих странах соцлагеря, была только отделом советского КГБ. Так что при прочих равных – кто-то проводит радикальные, отчаянные акции, ставящие мир на уши, а кто-то – круглые столы с коммунистами, и не проводит при этом люстрацию уже после ухода коммунистов от власти аж до 1996 года.
Мевлют Мерт Алтынташ, 22-летний турок, в 2016 застреливший в прямом эфире российского посла в Турции Карлова в наказание за участие РФ в сирийской войне.
Михаил Жлобицкий, 18-летний анархист, взорвавший себя в фойе архангельского УФСБ в знак протеста против чекистских пыток, в том числе конкретно в деле «Сети».
Евгений Манюров, 40-летний мелкий предприниматель, вышедший в декабре 2019 с оружием на Лубянскую площадь и начавший стрелять по ФСБ.
Наша эпоха – время героев. Не эпоха масс, а именно эпоха героических одиночек. Жертвующих собой ради идеала – на что, увы, оказались неспособны махатели флагами, кричатели речевок и сниматели обуви перед залезанием на скамейку.
Пусть героические одиночки и не всегда могут переломить ход мировой истории – но жизнью и (как минимум) свободой своей жертвуют всегда. И достойны глубочайшего уважения за одно это. Кто не согласен – сделайте что-нибудь равноценное, рискните своей жизнью. Тогда поговорим…
Идет к концу 2020 год. Ровно через год, в сентябре 2021 – торжественная дата: 110 лет со дня уничтожения в Киеве премьера Российской империи Столыпина. Вешателя, палача, махрового реакционера и антисемита, оставшегося в истории в основном «столыпинскими галстуками» и «столыпинским вагоном».
Эта дата должна быть отмечена достойно – как дань памяти всем героическим одиночкам, жертвующим собой ради идей, принципов, убеждений, порой – изменяющим ход истории. Десять лет назад, в 2011, это предложение уже звучало, но при власти Януковича оно, понятное дело, было невыполнимо: Богров, застреливший Столыпина в Киеве, достоин посмертно звания Героя Украины!
Действительно достоин. Но команда Зеленского, успешно и беззастенчиво сдающая Украину Москве, – препятствие не меньшее, чем был Янукович. Кампания за присвоение Богрову звания Героя Украины может и должна стать за оставшийся год составной частью борьбы за спасение Украины и (что то же самое) за отстранение Зеленского с его промосковской шайкой от власти.
Борис СТОМАХИН