Военный ВСУ Илья Михальчук рассказал The Washington Post, как пробыл 45 дней в плену у наемников ЧВК Вагнера, где ему ампутировали руки без наложения швов, держали в подвале и ежедневно подвергали психологическому насилию.
В феврале под Бахмутом Михальчук получил ранения рук после того, как в его машину попала ракета. Военный перетянул руки жгутами и попытался выбраться, но бойцы ЧВК напали на него и выстрелили ему в ноги, после чего взяли его в плен.
По словам Михальчука, вагнеровцы сняли с него жгуты и заменили их резиновыми трубками, которые завязали такими тугими узлами, что их невозможно было ослабить. Так Михальчука перевели на оккупированную Россией территорию, где он умолял похитителей ампутировать ему правую руку, но те отказались.
Позже Михальчука отвезли в другое место, где поместили в темный и плохо проветриваемый подвал. Он уверен, что его левую руку еще можно было спасти, но из-за резиновых трубок она почернела от некроза. Вагнеровцы дали понять, что окажут медицинскую помощь только после допросов, которые длились много часов, рассказал он. Когда допросы были окончены, его усыпили, а когда он пришел в себя, обе его руки были ампутированы. При этом ему не наложили швы на культи, а просто перевязали их жгутами.
Во время многочасовых допросов, по словам Михальчука, он несколько раз терял сознание и ему вводили неизвестное вещество, чтобы привести его в чувство. Михальчук говорит, что после ампутации его психологически пытали, спрашивали, любит ли он рыбалку, или говорили, что он больше никогда не сможет драться.
В апреле Михальчука обменяли, сейчас он лечится в США, где ему установили протезы рук.
По данным The Wall Street Journal, с начала конфликта от 20 до 50 тысяч украинцев (как военных, так и гражданских) потеряли как минимум одну конечность, что сравнимо с показателями Первой мировой войны. Отмечая, что реальное число ампутантов может быть еще выше, издание ссылается на киевскую благотворительную организацию Houp Foundation и немецкого производителя протезов Ottobock.