Евросоюзу необходимо ввести «военный налог» на торговлю с Россией, чтобы использовать полученные средства для восстановления Украины. С таким предложением выступил депутат Европарламента от Литвы Юозас Олекас, пишет RT со ссылкой на его письмо в Еврокомиссию.
В нем он подчеркнул, что между Россией и ЕС по-прежнему сохраняется значительный торговый оборот. В частности, российский бюджет получает от торговли с Европой и странами G7 около $200 млрд ежегодно.
«Поскольку полное эмбарго на торговлю с Россией по-прежнему маловероятно, любые товары и услуги, приобретаемые у России или продаваемые ей, можно облагать налогом», — говорится в письме. При этом Олекас отметил, что налог можно постепенно повышать, чтобы «побудить западные компании по собственному желанию сократить или полностью прекратить торговлю с Россией».
Страны ЕС продолжают обсуждать варианты финансирования помощи Украине за счет России. В частности, 1 февраля Европейский совет утвердил предложение Еврокомиссии об использовании для этого доходов от замороженных активов России.
После начала войны в Украине страны G7, ЕС и Австралия заблокировали почти $300 млрд российских госактивов. Из них в ЕС, по данным Financial Times, заморожены чуть более 200 млрд евро ($214 млрд).
Согласно подсчетам, российские активы могут приносить до 15–17 млрд евро в год. Эти средства планируется хранить на специальных счетах, а после списания необходимых налогов направлять на помощь Киеву. Также Бельгия предложила выпустить для поддержки Украины облигации, в качестве залога для которых будут использованы замороженные резервы России.
При этом страны ЕС выступают против конфискации российских резервов. Европейские чиновники говорили агентству Reuters, что они не пойдут на такой шаг, поскольку это слишком рискованно с юридической точки зрения. Чиновники обеспокоены не только легальностью «беспрецедентной конфискации» госактивов, но и ее потенциальными последствиями для евро — инвесторы могут испугаться, что их деньги тоже конфискуют в будущем.
Также представителей ЕС беспокоят угрозы Москвы, которая заявила, что в ответ на такие действия может изъять западные активы в России, стоимость которых, по некоторым оценкам, составляет $288 млрд.