Власти Евросоюза разрешили европейским компаниям требовать изъятия российских активов на территории ЕС в случае потери собственности или получения любого другого ущерба в России в рамках контрсанкций. Это следует из 14-го пакета санкций ЕС, который ввел новый юридический механизм, пишет РБК.
В частности, европейские граждане или компании могут требовать компенсации за арест имущества в России в счет авансов за товары, которые не были поставлены из-за санкций ЕС.
Также гражданам и компаниям предоставляется право требовать возмещения ущерба от любых российских лиц, компаний и организаций, которые «получили выгоду» от какого-либо решения по указу президента РФ Владимира Путина «О временном управлении некоторым имуществом». В рамках этого указа российские компании получили право управлять иностранными предприятиями и распоряжаться их собственностью.
Условием для обращений в европейские суды за взысканием с российских компаний названа незаконность перехода активов во временное управление в России, а также отсутствие доступа к эффективным средствам правовой защиты в российской или любой другой юрисдикции.
«Очевидно, что 14-й пакет создал для европейских компаний набор процедурных инструментов для полноценной экономической борьбы. Нет никаких сомнений, что европейские компании в полной мере воспользуются предоставленными возможностями», — отметил партнер юрфирмы Orchards Алексей Станкевич.
ЕС видит угрозу в российских правилах о временном управлении компаниями и о переносе споров в российскую юрисдикцию, в связи с чем вводит схожие механизмы, чтобы снизить убытки своих компаний, говорит старший юрист практики коммерческих споров МЭФ Legal Марк Васьковский.
По его мнению, теперь российским компаниям придется решать, готовы ли они обращать взыскание на активы европейских компаний в России и потерять имущество в ЕС, или нет.
Требований от европейских компаний станет намного больше, считает основатель бельгийской юрфирмы YS Advisors Юрий Шумилов. «Но мы бы не ожидали массового наплыва исков, ведь чтобы это имело смысл, у соответствующего российского лица должны быть активы в ЕС, а это есть далеко не у всех», — пояснил он.
Положениями о компенсациях в первую очередь захотят воспользоваться компании из стран ЕС, активы которых были переданы во временное управление российским лицам, говорит Васьковский. Он напомнил, что на данный момент режим временного управления по указу Путина действует в отношении акций и долей 19 различных дочерних компаний лиц из «недружественных» стран.
При этом европейские истцы при отсутствии активов российских компаний на территории стран ЕС могут начать их поиск в третьих странах, предупреждает старший юрист практики комплаенса и санкционного права BGP Litigation Мария Удодова. Однако, по словам Васьковского, возможность применения мер за пределами ЕС зависит от содержания международных договоров, заключенных государствами — членами ЕС. «Перспективы применения данных мер в «дружественных» России государствах вызывают определенные сомнения», — заключил он.