В 2024 году россиян ждет две большие даты, с разницей около полугода. И речь сейчас не об очередной годовщине ВОВ и Дне народного единства. Нет, в этом году две важнейшие даты – вторая годовщина как начала Специальной военной операции, так и начала “частичной” мобилизации. Однако, существуют большие сомнения, что на государственном уровне хоть кто-нибудь упомянет о них.
Помните эйфорию русских конца февраля двадцать второго года? Мол, наконец, все увидят в деле мощь русского оружия и храбрость российских солдат, а украинцы поймут, что были обмануты коварным Западом. Сперва Киев за три дня, а потом, если потребуется – то за неделю русские танки будут у немецкой границы, как завещал покойный ныне Жириновский.
Однако, все рассказы о мощи и профессионализме Вооружённых Сил РФ, новейших образцах вооружения, которого должен бояться Запад – оказались обыкновенным враньём, которым власть потчевала русский народ на протяжении не одного десятилетия. Спустя почти два года напряжённых боевых действий, российские генералы не мечтают уже ни о немецкой границе, ни о Киеве, “матери городов русских”. Ныне возникают сомнения, смогут ли эти горе-командующие “освободить” хотя бы Донецкую область к концу 2024 года.
Почему торжественно провозглашённый Путиным освободительный поход, направленный на “демилитаризацию” и “денацификацию” Украины, провалился? Первая – тотальная коррупция в государстве, армии и на оборонных предприятиях, из-за чего бюджет, выделенный на модернизацию и перевооружение Вооружённых Сил РФ, разворовывался в немыслимых масштабах. Ведь ни для кого ни секрет, что военный бюджет России сам по себе является одним из самых неэффективных в мире, а если к этому еще добавить излюбленные методы работы российских чинуш, включающие хищение, мошенничество, злоупотребление должностными полномочиями и откаты на всех уровнях, то результат получится плачевный. Например, ещё в 2011 году тогда ещё президент России Дмитрий Медведев заявил, что чиновниками ежегодно разворовывается пятая часть оборонного бюджета. Видимо, за последующее десятилетие они существенно преуспели в этом деле – из почти 630 миллиардов долларов (более 19 триллионов рублей), выделенных на Российскую государственную программу развития вооружений на 2011-2020 годы, украденными считаются до 50% средств. Зато начальник Генерального штаба Герасимов, министр обороны Шойгу и его заместители отстроили себе поместья, которым могли бы позавидовать царские бояре.
Вторая причина провала российской армии – это провальное неумение российских генералов командовать войсками. Ведь строить руками солдат дачи, косить траву и красить бордюры – это одно, а руководить ведением боевых действий – совершенно другое. Тот же министр обороны Шойгу хоть и генерал армии, а не то, что специального военного образования не имеет, так даже в армии не служил. Однако, при этом инспектирует штабы российских группировок войск на Украине и назначает командующих, делая вид, будто бы разбирается в военных вопросах. Разве может он с Герасимовым выдвигать компетентных командующих? Скорее, приоритет ими отдается тем генералам и полковникам, которые умело скрывают масштабы хищений в армии, да, к тому же, сами не против обогатиться за счет войны – лишь бы делились, с кем надо. Именно поэтому в СВО нет командующих, способных воевать, учитывая реальную обстановку на поле боя, умеющих адаптироваться к изменяющимся условиям и проводить гибкую и эффективную стратегию. Воюют, как во времена Великой Отечественной – не жалея жизни солдат, заваливают фронт трупами, надеясь, что героизм простых русских парней исправит скудоумие командиров.
Только этих двух причин (а их, без особого труда, можно привести еще с десяток) было достаточно, чтобы привести к катастрофе в 2022 году – когда всего за полгода войны весь потенциал российской армии, накапливающийся десятилетиями, был истрачен, а для удержания хотя бы половины завоеванной территории пришлось поспешно проводить мобилизацию. Хотя сразу же напрашивается вопрос: если потерь нет, как постоянно заявлял “говорящее лицо” Генштаба Конашенков, то зачем мобилизация?
За первый месяц мобилизации – к концу октября 2022 года – в российскую армию были набраны от 300 до 500 тысяч человек. Многих из них, не служивших ранее в армии, без надлежащего обучения и обеспечения оружием – тут же бросали в бой, дабы хоть как-нибудь остановить контрнаступление украинцев. Если “потерь нет”, то почему российские войска, которые в начале сентября стояли под Харьковом, к концу месяца пытались за счет мобилизованных удержать фронт на границе Луганской области? 300 тысяч человек – это впечатляющее число, однако даже такое количество новых военнослужащих не помогло – сперва российская армия бежала с Харьковской области, а потом – с Херсона. А уже в 2023 году, чтобы остановить наступление украинцев в Запорожской области, мобилизовали не менее 420 тысяч человек. Таким образом, только за год власти поставили под ружьё почти миллион человек. Неизвестно, сколько из них вернется домой. Во-первых, данные о потерях российских войск тщательно скрываются. Во-вторых, срок службы мобилизованных, как недавно признали в Министерстве обороны, фактически ничем не ограничен.
Получается, что сперва Путин обещает не проводить мобилизацию, через полгода таки её начинает, но останавливать даже в 2024 году не планирует. Однако, никаких ощутимых результатов это не принесло – линия фронта не двигается, украинцы не сдаются, а русские всё продолжают умирать из-за прихотей бездарного командования и недальновидности политической верхушки.
Российская власть сперва заманивала мужчин на воинскую службу щедрыми обещаниями высокого денежного довольствия, единовременных пособий, льгот, выплат из федерального и местных бюджетов. Множество согласилось вступить в ряды российских вооруженных сил доборовольно, поверив обещаниям власти покрыть участникам спецоперации кредиты и займы за государственный счет. Как оказалось – напрасно. Существенные деньги семья военнослужащего получает только в случае, если ему “повезло” погибнуть на войне, да и то список особых условий и ограничений сводит эти выплаты на нет. Фактически, государство гарантирует только выплаты пособий на ребёнка погибшего военнослужащего – в 2023 году это составляло немногим более 2 тысяч рублей в месяц. Сомнительное вознаграждение детям за жизнь отца. Те же военные, которые возвращаются домой, получив ранения и увечья, вынуждены все “боевые” деньги тратить на возвращение долгов, а не лечение, поскольку размеры их кредитов возрастают из-за процентов и пени. Потому как предоставление “кредитных каникул” военнослужащим банками и кредитными структурами имеет рекомендационный, а не обязующий характер.
Ко всему прочему, у российского государства всегда есть надёжный инструмент экономить на выплатах семьям погибших мобилизованных – просто оформит их в категорию без вести пропавших. Россия очень неохотно идет на обмен телами погибших, пытаясь таким образом скрыть масштабы потерь. Только в том случае, если семья погибшего узнает о гибели своего отца, брата или сына по фото или видео из сети, и будет настойчиво обращаться в воинскую часть, Министерство обороны, к региональным или федеральным властям, удается добиться официального признания его гибели и выплаты пособий. К сожалению, зачастую большинство погибших русских остаются погребенными в многочисленных безымянных могилах в украинской земле. Однако и тут семьям нужно быть осторожными – если слишком настойчиво пытаться узнать судьбу мобилизованного родственника и привлекать на свою сторону общественность, то можно заработать пристальное внимание органов госбезопасности. Возможно, что мать, пытаясь узнать судьбу своего мобилизованного сына, тем самым дискредитирует российскую армию…
Теперь, когда русские мужчины более не желают добровольно умирать ради пустых обещаний, власти находят другие способы пополнить ряды военнослужащих: привлекают на службу мигрантов в обмен на гражданство и раздают повестки работникам государственных предприятий. Последнее привело к тому, что во многих сферах начал сказываться недостаток рабочих рук. Впрочем, депутаты Госдумы, чьи дети не спешат вступать в ряды российской армии, нашли простой выход: предлагают россиянам самим взять лопаты в руки и очищать улицы городов от снега, так как из-за мобилизации ощущается острая нехватка дворников.
Если верить официальным сообщениям украинских властей, то к началу 2024 года потери россиян превысили 350 тысяч человек. Хотелось бы в это не верить, но российские власти никак не опровергают эти данные. Если это правда, то сколько же в России теперь вдов, сирот и родителей, потерявших сыновей? Какую цель преследует российская власть, продолжая вести никому не нужную войну, приводящую к массовой гибели людей? Начиная СВО, власти пытались остановить выдуманный ими геноцид русских на Донбассе. Но если посмотреть на голые цифры, то правда предстает совсем в ином виде. За 2014-2021 гг., за данными ООН, в войне на востоке Украины погибло более 14 тысяч человек. В это число входят гражданские, украинские военные и ополченцы республик Донбасса. Если говорить отдельно о гражданских, то их число составляет около 3400 лиц, причем большинство из них погибло в ранний период военных действий, тогда как за 2016-2021 гг. – 365 человек. А какое количество погибших и покалеченных за время СВО? Невиновных гражданских, украинских и российских военных? Получается, что геноцид русских с началом операции только начался, причём именно по прихоти российских властей. Именно они могут в любой момент окончить эту войну, но, видимо, массовая гибель русских мужчин не является для этого существенным поводом.
К чему все это приведет в не столь отдалённом будущем? Уже сейчас многие не вернутся с фронта, а далеко не все семьи получат похоронки и компенсации. Большое число вернувшихся мужчин будут искалеченными и изувеченными. Будет ли государство заботиться о них? Или, как после Великой Отечественной войны, их постигнет та же участь, как “сталинских самоваров”? Страшно становится при мысли и о том, чем будут заниматься сотни тысяч демобилизованных, имеющих боевой опыт и умеющих обращаться с оружием. Сможет ли государство предоставить им рабочие местах в условиях разрушенной войной экономики? Или им прямая дорога в частные военные компании и бандитские группировки? На этом фоне о бандитизме 90-х россияне будут вспоминать, как о счастливом времени.
Наверное, правильно поступили те, кто с первыми новостями о “частичной” мобилизации собрали вещи и уехали за границу. Да, нелегко бросить устоявшуюся жизнь и начинать с начала на новом месте. Но хотя бы они могут гарантировать спокойную жизнь себе и будущее своим детям. С трудом верится, что цель жизни русского – найти себе могилу в украинских степях или на дне Чёрного моря, как того хочет кремлёвская верхушка. Ведь Российскому государству вполне по силам обеспечить своим гражданам хорошее образование и достойную жизнь, но почему-то оно считает, что русские заслуживают только смерти, в то время как расхитители национального благосостояния продолжают цепляться за власть.
Так что, когда наступит 24 февраля и 21 сентября – каждый русский должен сходить на ближайшее кладбище и посмотреть на стройные ряды свежих могил воинов-участников СВО. Подумать о том, ради чего те погибли, поддержать скорбящих родственников и представить свою семью на их месте – через неделю, месяц или год. Потому что государство в эти дни будет молчать. Или цинично напомнит о том, что “потерь нет”.