«Чтобы восстановить прежние запасы оружия, Германии могут понадобиться до 100 лет». Такой эффектный заголовок облетел немецкие СМИ после публикации исследования об оборонных расходах ФРГ. Его авторы, по сути дела, утверждают: в начавшейся гонке вооружений с Россией крупнейшая страна Евросоюза пока недопустимо отстает, хотя она и создала специальный фонд для перевооружения бундесвера (Sondervermögen) в размере 100 млрд евро.
Как при Ангеле Меркель урезали бундесвер
В этом исследовании, опубликованном на немецком и английском языках под заголовком «Боеспособность через десятилетия: Германия слишком медленно вооружается перед лицом российской угрозы», интересны сразу два аспекта: взгляд в будущее и взгляд в прошлое.
С одной стороны, группа ученых Института мировой экономики в Киле (IfW) подсчитала, сколько лет Германии потребуется для того, чтобы вновь обеспечить свою армию оружием хотя бы на уровне начала нынешнего века.
С другой стороны, авторы представили цифры, наглядно показывающие, с какой скоростью и в каких масштабах ФРГ разоружалась в последние два десятилетия, с 2004 года. Иными словами: при Ангеле Меркель (Angela Merkel). Она стала канцлером в конце 2005 года и возглавляла правительство одной из ключевых стран НАТО в течение 16 лет.
Одного взгляда на эти цифры достаточно, чтобы убедиться, насколько надуманным является довольно распространенный тезис о том, что так называемое расширение НАТО на восток представляло собой растущую военную угрозу для России. На самом деле после вступления бывших социалистических стран и трех бывших советских республик Латвии, Литвы и Эстонии в западный оборонный союз (как раз в 2004 году были приняты сразу семь государств) многие члены альянса перестали уделять должное внимание своей обороноспособности, а Германия, обладавшая одной из крупнейших армий в Европе, начала не то что наращивать, а стремительно сокращать вооружения.
Так, двадцать лет назад, по данным IfW, на вооружении бундесвера было 2398 боевых танков. К 2021 году их число сократилось до 339. Боевых машин пехоты (БМП) было 2122, накануне полномасштабного российского нападения на Украину осталось 674. Боевых самолетов было 423, стало 226. В 2004 в распоряжении немецких артиллеристов было 978 гаубиц, в 2021 году имелась уже только 121.
Безответственный подход к нуждам армии
Именно из-за гаубиц и появился заголовок про те сто лет, что Германии понадобятся для довооружения. Ученые IfW подсчитали, что при сохранении нынешних темпов переоснащения бундесвера число таких орудий вернется на уровень 2004 года только в следующем веке, а именно в 2121 году. Прежняя численность боевых танков будет восстановлена в 2066 году, БМП — в 2043 году, боевых самолетов — в 2038 году.
Подсчеты ученых не следует, естественно, воспринимать дословно: не факт, что бундесверу в будущем понадобится ровно столько пушек и танков, сколько было в начале века, ведь характер современной войны быстро меняется, пример Украины это убедительно показывает.
Так что представленные институтом IfW данные призваны прежде всего стать яркой иллюстрацией ключевого тезиса исследования: Германия на фоне быстрого наращивания мощностей российской военной промышленности непозволительно медленно повышает свою обороноспособность. Глава авторского коллектива профессор Гунтрам Вольф (Guntram Wolff) сформулировал эту мысль куда более жестко: «Оставлять все, как есть, видя при этом агрессивность России, было бы просто беспечным и безответственным».
Как Россия наращивает выпуск оружия
Ведь в представленном исследовании подробно анализируется работа российской военной промышленности. Темпы увеличения производства различных видов вооружений в самой России, а также объемов поставок продукции из Северной Кореи, авторы противопоставляют низкой динамике размещения и выполнения оборонных заказов Германии.
Производственные мощности российской военной промышленности уже настолько велики, что РФ достаточно примерно полгода, чтобы выпустить все то оружие, которым в настоящий момент располагает бундесвер, пришли к выводу ученые IfW. По их подсчетам, Россия смогла после начала полномасштабного нападения на Украину в феврале 2022 года увеличить выпуск, к примеру, танков в три раза, а беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) в шесть раз.
Благодаря поддержке Северной Кореи российская армия имеет возможность ежедневно расходовать примерно 10 тысяч снарядов и ракет. Если бы бундесвер тратил свои боеприпасы с такой же скоростью, то он уже за 70 дней израсходовал бы их годовое производство на предприятиях Германии. «В случае прекращения огня в Украине российские военные запасы станут расти беспрецедентными темпами», — предупреждает IfW.
Главный вывод исследования профессор Гунтрам Вольф сформулировал так: «Россия превращается во все более серьезную угрозу для безопасности стран НАТО. В то же время мы со своей стороны слишком медленно наращиваем необходимые для сдерживания вооружения». Поэтому, по мнению ученого, Германии требуется, наряду с одноразовым спецфондом в 100 млрд евро, «длительное, значительное и немедленное увеличение регулярных расходов на оборону как минимум до 2% ВВП«, что отвечало бы интересам всей Европы. В исследовании названа конкретная цифра: 80 млрд евро ежегодно с 2025 года.
Нужен европейский подход к военным заказам
Однако проблема далеко не только в деньгах. Авторы исследования сформулировали целый ряд рекомендаций и предложений, как Германия в рамках Евросоюза могла бы существенно ускорить военное производство и сделать его более эффективным. Тут ключевой тезис ученых: ЕС нужна совместная долгосрочная стратегия наращивания производства вооружений, предусматривающая, в частности, унификацию продукции и совместные заказы военной техники.
Это дало бы сигнал частным компаниям создавать новые производственные мощности и позволило бы масштабировать производство, что должно привести к снижению цен на конечную продукцию. А снятие некоторых экспортных ограничений в военной сфере дало бы дополнительный импульс увеличению поставок на мировой рынок и также способствовало бы дальнейшему снижению себестоимости и, соотвественно, конечной цены продукции. В результате выросла бы эффективность использования выделяемых на оборону бюджетных средств.
«Мир будет обеспечен тогда, когда режим в Москве поймет, что он не сможет военными средствами выиграть агрессивную войну в Европе. Но для этого Германия и Европа должны обладать убедительными возможностями в военной сфере», — так подытожил выводы своих коллег глава Института мировой экономики профессор Мориц Шуларик (Moritz Schularick). Нынешним летом он уже призывал в три раза увеличить спецфонд бундесвера.