Поставки через Турцию товаров двойного назначения, которые Россия использует для производства вооружений, резко выросли в этом году. Причем зачастую турецкие фирмы, закупая электронику и прочие компоненты на Западе, декларируют их отправку в страны СНГ, но в реальности экспортируют напрямую в Россию.
США и ЕС усиливают давление с целью закрыть лазейки для обхода санкций.
За первые девять месяцев этого года Турция, судя по таможенным декларациям, отправила в Россию и пять стран СНГ, которые считаются посредниками в таких операциях, товары двойного назначения на $158 млн. Это втрое больше, чем за аналогичный период прошлого года, на начальном этапе войны в Украине, и в 5,6 раза больше, чем в среднем в 2015–2021 гг., когда такие поставки составили всего $28 млн, посчитала Financial Times на основании информации из базы таможенных данных Trade Data Monitor.
Речь идет о 45 товарах, которые США включили в список «высокоприоритетных»: это используемая при производстве вооружений гражданская продукция, включая микрочипы, коммуникационное оборудование, и пр. США, Евросоюз, Великобритания и Япония ввели запрет на экспорт таких товаров в Россию, которая использует их в крылатых ракетах, дронах, вертолетах и пр.
При этом импорт Турцией этих товаров из стран «большой семерки» вырос в 2023 г. более чем на 60% по сравнению со среднегодовым значением за 2015–2021 гг. и составил почти $500 млн.
Фирмы из Турции и ОАЭ зачастую работают посредниками для переправки необходимой российскому ВПК продукции, причем первая особенно активно закупает товары в Европе, сказал FT европейский чиновник, занимающийся санкциями. Официальные данные свидетельствуют, что, согласно таможенным декларациям, поставки из Турции в Азербайджан, Грузию, Казахстан, Киргизию и Узбекистан сильно выросли в этом году, однако таможенные службы этих стран не фиксируют реального ввоза такого количества санкционной продукции. Например, турецкие данные говорят о поставках в Казахстан на $66 млн, а казахстанские — о $6,1 млн.
«Очевидно, что эти товары направляются в Россию», — говорит Элина Рыбакова, старший научный сотрудник Института международной экономики Питерсона и вице-президент по внешней политике Киевской школы экономики.
Вопрос контроля за соблюдением санкций в такой ситуации встает с особой остротой. Брайан Нельсон, заместитель министра финансов США по финансовой разведке, на этой неделе уже второй раз в нынешнем году посетит Турцию. Он намерен обсудить «усилия по расследованию и предотвращению торговой и финансовой деятельности, способствующей ведению Россией войны в Украине».
Министерство иностранных дел Турции сообщило FT, что «тщательное отслеживание и предотвращение действий по обходу санкций через Турцию является неотъемлемой частью нашей политики», однако «попытки их обхода неизвестными и незначительными организациями неизбежны».