“Путь пандемии коронавируса в России был аналогичен пути других стран: отрицание сменяется страхом, даже отчаянием. COVID-19 усугубил напряженность и обнажил политические и экономические проблемы, тестируя силу и легитимность институтов, а также уверенность в национальном руководстве. В этом отношении пандемия вряд ли могла бы случиться в худшее время для Кремля», — пишет Леон Арон, директор по российским исследованиям в Американском институте предпринимательства в The Wall Street Journal.
Дни, когда сверхуверенная в себе Россия отправляла самолеты с медицинскими ресурсами в Италию, Сербию и США, теперь кажутся историей древнего мира. По состоянию на четверг, 23 апреля, было подтверждено более 57 999 случаев заражения, что более чем на 5 тысяч больше, чем в среду, и 57 новых случаев смерти из общего количества в 513. Эти цифры пропорциональны статистке в США на конец марта , а сейчас там инфицирован 131 731 и скончались примерно 1 165 человек. Независимый российский медицинский союз «Альянс врачей» утверждает, что правительство скрывает действительное количество инфекций, поэтому худшее может быть еще впереди.
«Россия вступила в кризис в ослабленном состоянии, — пишет Леон Арон. — Самая ее продолжительная стагнация за современную историю — в среднем, около 1 % роста в период с 2009 по 2019 годы — подорвала доходы. В третьем квартале 2019 года, по официальным оценкам, почти 18 миллионов россиян, или 12%, получали меньше прожиточного минимума, который в этом году правительство оценивает примерно в 11 тысяч рублей в месяц, или 146 долларов.
Свою лепту в кризис вносит и катастрофическая война цен на нефть с саудитами, в которую Россия вступила в начале марта. Ни экономика, ни рубль вряд ли скоро восстановятся. В следующие несколько месяцев тяготы, связанные с коронавирусом, могут привести к снижению доходов в среднем на 18%, и до 8 миллионов россиян могут потерять работу. Всего, по словам одного российского эксперта, помощь потребуется десяткам миллионов человек.
Худшее из предсказаний российских наблюдателей — «разрушение системы» или даже «мощнейшая с 1917 года политическая встряска» — все еще маловероятны, по крайней мере, в краткосрочной перспективе. В российской политической системе достаточно устойчивости, и люди слишком озабочены выживанием, чтобы выходить на улицы. “Однако нет никаких сомнений в том, что это будет самая сложная задача, с которой столкнулся президент Владимир Путин за 20 лет своего правления”,- говорится в статье.
Почти половина опрошенных по всей стране россиян сразу же увидели в его откровенной речи-самокоронации 10 марта в Госдуме, в которой он поддержал предложение «обнулить» свои предыдущие четыре президентских срока и разрешить ему вновь баллотироваться в 2024 году, то, чем она и была. 46% сообщили тем, кто проводил опрос, что они не хотели бы видеть его в Кремле после истечения его нынешнего срока в 2024 году.
«Велев губернаторам регионов сделать все возможное, и не предоставив им ни власти, ни ресурсов для достижения многого, Путин покинул Москву. Это должно углубить в народе чувство покинутости и обиды, — полагает автор публикации. — Инструменты, которые так хорошо служили Путину в предыдущих кризисах — телевизионная пропаганда, взятки тем, кто формирует общественное мнение, и политикам, селективные карательные меры и, прежде всего, вера людей в его удачу — вряд ли будут эффективными на этот раз.
Только около половины россиян сейчас верят подконтрольному государству телевидению. Даже если Путин откажется от своего давнего нежелания залезать в российские валютные резервы и Фонд благосостояния, у министерства финансов может не хватить золота, долларов, евро и юаней, чтобы поддержать россиян в течение кризиса и не допустить соскальзывания экономики в глубокую рецессию».
Впервые верные сторонники могут повернуться против Путина. По словам ведущего политического экономиста Евгения Гонтмахера, они могут начать «проявлять отчаяние» из-за отсутствия денег на покупку даже самого необходимого. “Инциденты с применением насилия могут привести к общенациональному кризису, и даже у Национальной гвардии численностью 340 тысяч человек и у войск МВД могут возникнуть проблемы с наведением порядка», — говорится в статье.
«Путин, скорее всего, спасет себя и свой режим. И все же гнев сохранится и, вероятно, всплывет в 2024 году, когда россиянам придется участвовать в электоральном фарсе с целью придать ему легитимность. COVID-19 , может, и не уничтожит президентство Путина, но он заложил под него бомбу замедленного действия», — заключает Леон Арон.
Источник: InoPressa