22 марта 2024 года в Крокус Сити Холи в Красногорске Московской области несколько нападавших открыли огонь и устроили пожар в здании. В результате теракта погибли более 140 человек. Тогда российские власти не предотвратили теракт, имея четкое предупреждение от западных стран. Как и во всех предыдущих терактах с массовыми убийствами, Москва в очередной раз не допустила к расследованию международные следственные группы.
Ответственность на себя за теракт взяла группировка «Исламское государство». «Исламское государство – Хорасан», являющееся ветвью ИГИЛ в Афганистане, Пакистане и Центральной Азии, давно считало россиян своей главной целью. За последние годы они совершили всевозможные теракты. В частности, стояли за попыткой вооруженного нападения на синагогу в Калуге. Также они взяли на себя ответственность за взрыв в российском посольстве в Кабуле в сентябре 2022 года.
Сначала в группировку «Исламское государство – Хорасан» входили в основном отколовшиеся от «Талибана» афганцы, но позже к нему начали присоединяться боевики из других стран, в том числе из бывших советских республик Центральной Азии. В докладе Совбеза ООН от 2023 года говорилось, что в Вилаят Хорасан входят граждане Пакистана, Ирана, Азербайджана, Турции, России, Таджикистана, Узбекистана.
Российские спецслужбы оказались не в состоянии проводить оперативную проверку значительного числа въезжающих в страну мигрантов. Большинство из приезжих плохо или вообще не владеют русским языком. Все они живут скучно, сплачиваются между своими. Добавим к этому процветанию в России ксенофобию, расизм и презрение к выходцам из других стран и в результате получим идеальную почву для создания значительного количества ячеек ИГ в РФ.
ИГ часто опирается на этнические меньшинства. И в создании афганского филиала значительную роль сыграли этнические таджики, которых в Афганистане очень много. Сегодня у таджикской общины в Афганистане, куда влились десятки тысяч людей из Таджикистана, отличные связи с таджиками в России.
«Исламское государство» давно было заинтересовано в нападении на Россию, в том числе из-за военной поддержки Москвой сирийского правительства Башара Асада, где она с 2016-го проводит операции против боевиков «Исламского государства», а также из-за отношений с «Талибаном». Нынешние режимы в Сирии и Афганистане рассматриваются как «отступнические», и поддержка этих режимов в глазах ИГ равносильна ведению войны с исламом. Также региональные ветви ИГИЛ в Африке подвергались атакам со стороны российского ЧВК «Вагнера».
Второй враг ИГ «Хорасан» после талибов — шиитский Иран, с которым Россия тоже дружит и снабжает его, например, истребителями Су-35. Москва проводит такую внешнюю политику, потому что готова поддерживать любых исламистов и диктаторов, чтобы они противостояли Западу.
Долгое время Кремль использует связи с официально признанными террористическими организациями в пользу своих интересов, в т.ч. для ведения гибридных и асимметричных противостояний и войн в разных уголках мира. Все более тесными становятся связи Москвы с Хезболлой, ХАМАС, упомянутым выше Талибаном и йеменскими хуситами, от которой боевики получают финансовую помощь и вооружение. Вполне логично приглашение и визиты представителей террористической группировки ХАМАС в Москву, даже после атаки ХАМАС на Израиль 7 октября 2023 года.
Другим партнером России являются боевики «Хезболла», с которыми россияне сотрудничают с начала своего военного присутствия в Сирии. Альянс Москвы с «Хезболлой» даже вышел за рамки сугубо военного партнерства. Так, в 2018 году США раскрыли схему контрабанды иранской нефти в Сирию в нарушение санкций. К ней были привлечены российская государственная компания «Роспромимпорт» и «Хезболла».
Через несколько месяцев после захвата власти в Афганистане летом 2021 года с визитом в Москве находилась и делегация «Талибана», с которой встречался глава МИД РФ Сергей Лавров. Еще один союзник и партнер Москвы — йеменская группировка «Ансар Алла», более известная как «хуситы». Российские пропагандисты позиционируют их как одного из главных союзников РФ в борьбе за «многополярный мир».
Кроме того, в первые годы террористической деятельности «Исламского государства», российские власти поддерживали идею своеобразного мирного сосуществования с группировкой. По данным на 2017 год, россияне были самой многочисленной группой иностранных боевиков в рядах ИГ — их насчитывалось 3417 человек (для сравнения, в составе группировки воевали 3244 выходца из Саудовской Аравии, 3000 — из Иордании и 2926 — из Туни). Значительную роль в этом сыграли российские спецслужбы, предлагавшие местным исламистам беспрепятственный выезд из России в Турцию, откуда они отправлялись в Сирию и вступали в ряды ИГ и другие джихадистские формирования.
Сегодняшние связи между членами «ИГИЛ – Хорасан» и другими исламистскими террористическими группировками достаточно устойчивы, поскольку боевики и фракции из таких группировок, как «Аль-Каида» и «Талибан», часто переходят в ИГИЛ. Поэтому довольно тесные дружеские отношения Москвы с террористическими организациями стали причиной распространения терроризма во всем мире, жертвой которого стала и сама Россия.