Лидеры стран «Большой семерки» (G7) договорились о кредите для Украины на $50 млрд за счет доходов от замороженных российских активов. «Хорошие новости: еще $50 миллиардов для Украины. Для этого мы используем проценты от замороженных активов — умный инструмент, который показывает Путину наше единство, очень помогает Украине и снимает нагрузку с бюджетов», — написал министр финансов Германии Кристиан Линднер на своей странице в социальной сети X.
Как сообщил Reuters высокопоставленный американский чиновник в кулуарах саммита G7, США согласились предоставить до $50 млрд за счет дохода от замороженных российских активов. По его словам, эта сумма может сократиться, если другие страны объявят о своем участии. Он добавил, что Киев получит эти деньги по нескольким каналам, их можно будет использовать в военных, гуманитарных и восстановительных целях. В Вашингтоне рассчитывают, что Киев получит средства уже этим летом.
В Евросоюзе до сих пор опасались, что инициатива США принесет «пиар-победу» Вашингтону, а все расходы в конечном итоге лягут на европейские страны. В частности, США требовали, чтобы ЕС бессрочно продлил санкции против России, чтобы российские средства не были разморожены до того, как будет выплачен кредит Украине. При этом российские активы могут приносить около 3–5 млрд евро в год.
Также Вашингтон предложил ЕС взять на себя практически все риски в случае возможных проблем и поделить ответственность между странами пропорционально сумме находящихся у них активов. Между тем около 190 млрд евро находятся в бельгийском депозитарии Euroclear и только $5–6 млрд в США.
Помимо этого, ЕС не устраивало то, как будут тратиться средства, выделенные Украине. По словам источников Politico, если кредит выдадут США или даже международные организации, в которых Вашингтон имеет наибольший вес (например, Всемирный банк), то основными бенефициарами при реализации программ восстановления Украины могут оказаться американские компании.
В то же время ЕС уже одобрил передачу Украине доходов от замороженных активов России. В июле в рамках этого механизма Киев получит первый транш в размере 1,5 млрд евро, говорила глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен. При этом 90% этих средств пойдут на военные нужды, а 10% — на восстановление страны. В Кремле назвали такое решение «экспроприацией».