США могут предложить финансовую помощь для модернизации авиабазы в Пафосе

Соединенные Штаты могут предложить Республике Кипр финансовую помощь для модернизации авиабазы Андреаса Папандреу в Пафосе, заявил в понедельник президент Никос Христодулидис.

В беседе с газетой Phileleftheros он сказал, что его правительство решило модернизировать как авиабазу в Пафосе, так и военно-морскую базу в Мари общей стоимостью 14,7 миллиона евро, и что он контактировал с США по этому вопросу.

«Мы обсуждали это с американцами, которые заинтересованы и используют базу Андреаса Папандреу в гуманитарных целях», — сказал он, подчеркнув при этом, что члены обеих политических партий США посетили базу в октябре.

Он добавил, что также встречался с американскими военными, и «я рад, потому что в своих отчетах о сотрудничестве с Национальной гвардией они отметили профессионализм ее офицеров».

Затем он сказал по поводу самой базы, что «независимо от того, помогут нам американцы или нет, база будет модернизирована».

«Американцы проявили интерес. Посол США [Джули Дэвис Фишер] сообщила мне, что в январе приедут эксперты, технократы, которые занимаются авиабазами. Мы хотим, чтобы они высказали свое мнение об инфраструктуре базы», — сказал он.

На вопрос о том, каким может быть участие США в работе базы, он ответил, что они предложат либо «техническую помощь, либо финансовую».

«В любом случае база будет по-прежнему принадлежать Республике Кипр», — добавил он, позже подчеркнув, что «не может быть и речи о передаче базы какой-либо другой [стране]».

Что касается военно-морской базы в Мари, то, по его словам, он разговаривает с председателем Еврокомиссии Урсулой фон дер Ляйен о возможности того, чтобы Евросоюз предложил «финансовый вклад».

Этот вклад, скорее всего, будет финансироваться через Европейский инструмент укрепления оборонной промышленности посредством общих закупок (Edirpa), и Христодулидис сказал, что цель финансирования будет заключаться в том, чтобы позволить Мари принимать военно-морские корабли из любой из 27 стран-членов ЕС.

Затем его спросили, будут ли базы предоставлять помещения «любому государству или только западному», и он ответил, что это будет зависеть от планируемой цели остановки, а также от того, «будет ли она в гуманитарных целях».

«Позвольте мне напомнить вам, что… наши порты были использованы Китаем, чтобы вывезти из региона 2000 китайцев. Мы не отказывали никому [из желающих воспользоваться нашими объектами] по гуманитарным соображениям. Об этом не может быть и речи», — сказал он.

Затем он сказал, что Кипр был вынужден отклонять просьбы об использовании своих объектов в гуманитарных целях только тогда, когда они оказывались загруженными до предела.

«На базе Андреаса Папандреу был день, когда мы не могли принять людей и были вынуждены отказывать, а страны делали другой выбор. Мы не хотим терять это сравнительное преимущество, и в то же время наши собственные люди проходят обучение», — сказал он.

Когда ему указали на то, что его правительство столкнулось с обвинениями в «превращении Кипра в базу для американцев», он выразил свое неприятие этого обвинения.

«Мы не база и не что-то еще», — начал он, после чего его спросили о перспективах вступления Кипра в Нато, и он высказал свое мнение о том, что Великобритания в прошлом стояла на пути отношений между Кипром и Нато.

«Это не вопрос Нато. Если бы было возможно вступить в Нато завтра, мы бы вступили. Кроме того, если ты спросишь меня с исторической точки зрения, Кипр должен был быть в Нато с 1960 года. Причина, по которой он не вступил, кроется не в Турции, а в другой стране, которая хотела самостоятельно сохранить сравнительные преимущества, которые у нее были на Кипре», — сказал он.

Он добавил: «Учитывая, что на данном этапе вступление Кипра в Нато невозможно, мы пытаемся с помощью образования, ноу-хау и реорганизации закрепить эти преимущества, и когда условия будут подходящими, мы тоже станем членом Нато».

Отвечая на вопрос, сможет ли Кипр в финансовом плане выдержать требования, связанные с присоединением к Нато, он сказал, что состояние экономики Кипра в настоящее время «позволяет нам укреплять свою сдерживающую силу».

«Вот почему наша экономика важна… потому что это также влияет на кипрскую проблему, ведь ты гораздо менее уязвим для давления и для того, чтобы тебя использовали», — сказал он.