Последнее время российские спецслужбы потрясло множество шпионских скандалов с международным резонансом, которые как правило случались после провальных операций на Западе, а фигурантом этих расследований и последующих за ними санкций чаще всего становилась военная разведка и ее сотрудники. В теме разбирался Юрий Бараневич.
По оценкам главного редактора The Insider Романа Доброхотова, ГРУ часто попадает в фокус просто в силу недостаточного профессионализма: «Мы только начинаем расследовать одну историю, и оказывается, что это офицер ГРУ. Затем мы расследуем совершенно другую историю, и, похоже, снова офицер ГРУ. Они делают так много ошибок из-за того, что они очень активны. Именно поэтому они появляются практически в каждом расследовании».
Похоже, что дело все-таки не только в активности – падение общего уровня профессионализма тоже имеет место быть. Видимо после зачисток ГРУ в конце нулевых, когда старые кадры пили за «Аквариум» [сленговое название ГРУ] не чокаясь, как за покойника, новая генерация рыцарей плаща и кинжала кроме гиперактивности мало чем может похвастаться.
Кроме того, поскольку непрекращающуюся почти столетие войну ФСБ-ГРУ никто не отменял, военные разведчики небезосновательно считают, что множество провалов возникают еще и из-за слива в открытый доступ лубянскими реальной информации о деятельности «Аквариума», как это произошло в делах Скрипалей, вмешательства в американские выборы, «черногорского переворота», «голландских хакеров». В результате – все руководство ГРУ находится под санкциями, агентов конторы, высылают после шпионских скандалов, высокопоставленные разведчики гибнут при странных обстоятельствах, в общем позитива маловато.
Действительно, противостояние между ГРУ и ФСБ-СВР очень часто из информационного сегмента переходило и в более жесткий формат, а последние годы прошли под знаком обострения такой борьбы, жертвами которой стали уволенные или попавшие в тюрьму генералы, которые казались непотопляемыми силовиками. Причем не всем так «повезло»: список «заслуживших» своей многолетней работой «самоубийство», «инфаркт» и прочие внезапные смерти тоже далеко не маленький, а речь идет о военных разведчиках весьма высокого ранга. Что бы кто не опровергал, а похоже ГРУшники правы – без фсбэшной башни Кремля осуществить такое было бы просто невозможно.
ГРУ пыталось огрызаться, все-таки тоже силовики, но поводов нанести болезненный удар своим оппонентам с международным резонансом долгое время не появлялось. Судя по всему, основная причина этого в том, что значительная часть задач Кремля обе конторы решали параллельно, при этом ордена получали лубянские, как любимчики Путина, а под раздачу попадал «Аквариум». Такое развитие событий, например, произошло в деле вмешательства в американские выборы. Последние данные свидетельствуют, что кроме ГРУ Генштаба влияние на них с помощью хакерской группы братьев Попелыш, хакерского объединения Lurk Константина Козловского и, скорее всего, при участи «Лаборатории Касперского» оказывало и ФСБ, но вот практически весь негатив пришлось принять на себя «Аквариуму».
Но ГРУ – дождалось. Недавно американская пресса слила информацию о агенте ЦРУ Олеге Смоленкове, который сотрудничал с американской разведкой и пробрался в святая святых – в Кремль, являясь помощником главного внешнеполитического советника Путина Юрия Ушакова. По мнению «The New York Times», О.Смоленков был одним из самых ценных информаторов ЦРУ и именно он помог Вашингтону с расследованием о вмешательстве в выборы и взломе Национального комитета Демократической партии.
Это просто Джек-пот для ГРУ, посудите сами: во-первых ЦРУ судя по всему не понаслышке знает о российском вмешательстве в американские выборы, которые санкционировал лично Путин – возможно имея при этом неопровержимые документальные материалы. Кроме того, как помощник Ушакова, который является куратором многих спецопераций российских спецслужб и, по некоторым данным, сам являлся сотрудником СВР РФ, Смоленков, безусловно, «слил» всю известную ему информацию по данному вопросу. В свою очередь, являясь референтом департамента Военно-промышленной комиссии Правительства Российской Федерации Смоленков много чего интересного передал в США еще и о реальном состоянии армии и оборонки России.
Причем, мало того, что ФСБ проспало эту ситуацию на протяжении 20 лет, так еще и когда в 2017 году ЦРУ эвакуировали своего агента, вся чекистская вертикаль делала вид что ничего особенного не произошло и только спустя два года, после «наезда» ГРУ, попыталась нивелировать Смоленкова развернув информационную кампанию о его никчемности как сотрудника не имеющего доступа к секретам на фоне алкоголизма. Ну да, конечно, аналог генерал-майорского чина на госслужбе в России никчемным алкоголикам может и принято раздавать, но вот в то, что американцы таким персонажам предоставляют дом за миллион баксов с эвакуацией и гражданством – позвольте усомниться.
И вот здесь в ГРУ поняли, что могут отыграться по полной, первым делом включив свои информационные возможности на полную мощь, с конечной целью – раздуть скандал со Смоленковым, что бы у фсбэшников «перья» полетели, желательно в разные стороны. Здесь необходимо учитывать, что, военные разведчики, хорошо зная российские реалии понимали – после пропажи американского агента, Ушаков, Нарышкин или Бортников не доложили Путину о масштабе проблемы.
Судя по всему, именно с подачи ГРУ Генштаба в российской прессе вообще появилась фамилия Смоленкова, ведь американские СМИ указывали на безликого «агента ЦРУ». Дальше – больше, и уже судя по российским СМИ супершпион Смоленков не просто сфотографировал и передал на Запад все кремлевские тайны, а даже лично «забанил» российское чудо-оружие – танк «Армата». ГРУшники привязали Смоленкова к Ушакову публикуя информацию о том, что он был доверенным лицом советника президента.
С особым удовольствием военные разведчики смаковали потерю бдительности Лубянкой в ситуации с выездом «клиента» в Черногорию и его последующей эвакуацией в США, как и то, что хватились сотрудника-секретоносителя генерал-майорского ранга только после того как он не вышел на работу. Это, кстати, правда, хотя надо и в положение лубянских войти: когда набиваешь деньгами уже даже не сейфы, а квартиры – времени на поиск реальных шпионов остается крайне мало тем более, что для отчетности вполне достаточно поймать немного «исламских террористов» или «бандеровцев» на ближайшем вокзале или рынке. Не пыльная, но крайне эффективная стратегия.
ФСБ вяло отбивалось – «косяк»-то явный, но крепко все запомнило, а возможность отомстить и параллельно переключить фокус внимания со Смоленкова представился практически молниеносно – ГРУ отметилось в Берлине убийством Зелимхана Хангошвили. И, как показывают последние события, уже ФСБ выводит оппонентов из ГРУ на чистую воду с надо сказать снова масштабным международным резонансом тем более, что знают они об этой истории крайне много поскольку именно их структуры содействовали пересечению задержанного в Берлине убийцы по «левому» паспорту.
ГРУ попытались сработать на упреждение, «забросив» в СМИ ложный след ни много ни мало через «The New York Times», в которой утверждалось: «Через несколько дней после преступления следователи получили электронное послание от адресата, который себя не идентифицировал. Письмо было отправлено с помощью почтового сервиса ProtonMail, использующего элементы электронного шифрования. По данным европейских и американских источников NYT, короткое послание было написано на плохом английском. В одной из разведслужб, сочли, что есть основания говорить о правдоподобности изложенных в послании сведений».
Автор письма, в частности, прогнозировал, что «подозреваемый откажется от дачи показаний и высказывал предположения относительно его личности. По версии отправителя, «Соколовым» является гражданин РФ Владимир Алексеевич Степанов. Он, предположительно, содержался в исправительной колонии (ИК-11) в городе Бор Нижегородской области, где отбывают наказание преимущественно бывшие сотрудники правоохранительных органов и разведки, осужденные за тяжкие преступления», – написали в «The New York Times».
Кроме того, издание добавило, что по данным на ресурс Obzorcity, ссылка на который содержалась в письме, в ходе судебного процесса в Москве Степанов в 2005 году был приговорен к 24 годам тюремного заключения. При этом автор письма высказывал предположение, что мужчина был освобожден досрочно с целью совершения нападения в Берлине. В полученном следователями послании, Степанов, в частности, упоминался как «наемный убийца».
Дальнейшее развитие событий видится приблизительно таким образом: несмотря на попытки ГРУ замести следы это вряд ли у них получится. Произойдёт это из-за недавно вышедшего совместного расследования The Insider, Spiegel Online и российского центра «Досье» при участии группы Bellingcat, которые прямо указали – версия «The New York Times» не соответствует действительности, Соколов и Степанов — это разные люди, параллельно накопав много интересного. И еще потому, что лубянские всеми силами будут способствовать выводу этого международного скандала на уровень, как минимум «солсберийского дела».
Сложно сказать – расследовательская группа вскоре сама получит информацию о реальной личности убийцы или ФСБшники им в этом «помогут», только тайное, скорее всего, станет явным и будет иметь эффект разорвавшейся бомбы.
С другой стороны, ГРУшники сами в этом виноваты: провалы в Черногории, Нидерландах, в конце концов в Солсбери так никого и ничему не научили на Хорошевском шоссе, и они опять наступили на старые грабли, которыми их с удовольствием, судя по всему, «добьют» доброжелатели из ФСБ и СВР. А что тут такого – «на войне как на войне» даже, если она между ведомствами одного государства, ведь ее истории без малого уже сто лет. Причем почему-то кажется, что в этих боях без правил следует ожидать новой волны «инфарктов», «инсультов», «автокатастроф» и «неудачно» съеденных гамбургеров – ставки действительно очень высоки, а обладатели знаний о таких событиях долго не живут.