Подвиг одного — это часто преступление другого. Услышал я эти слова впервые много лет назад у Жванецкого. Сатира и юмор у нас всегда сквозь слезы. А для подвига в нашей жизни всегда есть место…
Антон Орех о героизме пилота Дамира Юсупова.
Подумайте, что сейчас в стране мог и даже должен был случиться национальный траур! 227 пассажиров, самолет без двигателей, без шасси, с полными баками… Конечно, пилоты герои! И, конечно, экипаж Дамира Юсупова и Георгия Мурзина достоин звания Героев России. Звание это дают всё больше за Сирию или секретные операции на Кавказе, в Африке, Донбассе. То есть дают за подвиги на войне — так или иначе, за возможное убийство людей, а не за спасение жизней. Мы настолько привыкли к тому, что самолеты падают, горят, взрываются. Мы привыкли к тому, что чудес не бывает. Что бывают только Античудеса. А здесь чудо в чистом виде.
Впрочем, чудо ли? Мы отвыкли от профессионализма! От того, что в сложной ситуации специалист сделает свое дело и не дрогнет. Что не подведет, выручит.
После очередной катастрофы сперва всегда говорят, что экипаж был очень опытным, одним из лучших, что сделано ими всё, что возможно. А потом оказывается, что и пилоты напортачили, и самолет гнилой, и диспетчер не туда смотрел, и медкомиссия была липовая. И что на всех уровнях, во всех звеньях люди махнули рукой на свои прямые обязанности, на всё забили, и там уж куда кривая вывезет. А кривая никогда не вывозит!
История пилота Юсупова замечательна тем, что и в пилоты он пошел в таком возрасте, когда люди давно уже определяются с профессией, и когда мечтать о небе по всем меркам поздно. И я вспоминаю рассказ про Исландию. Где вроде бы с раннего детства огромное внимание уделяют диагностике и выявлению истинных склонностей и талантов в человеке. Потому что в Исландии 350 тысяч населения, нет ни нефти, ни газа, климат суров и нельзя потерять ни одного способного человека, ни одного квадратного метра земли, все человеческие и природные ресурсы должны использоваться с максимальной пользой и рационализмом.
В условной «Исландии» Юсупов, наверное, сразу стал бы пилотом. А в большой и богатой России, где земли много, людей не жалко, вникать в способности и копаться в талантах недосуг — Юсупов сел за штурвал благодаря стечению массы счастливых обстоятельств. И в решающий момент жизни почти всё было против него, кроме оказавшегося прямо по курсу кукурузного поля. И его аэробус счастливо превратился в спасительный кукурузник.
Но мог и не стать, если бы тщательно следуя инструкции и не паникуя, экипаж не принял решения нарушить всего один пункт. Отказавшись выпустить шасси. Это парадоксальное решение, возможно, и спасло жизни пассажирам и экипажу. Обломившиеся осколки шасси «суперджета» в Шереметьево пробили баки, и 40 человек сгорели заживо — вы же не забыли еще эту историю?
Помнил ее и экипаж, взлетевший в Жуковском, и принял неожиданное, но верное решение. Пилоты сделали то, от чего нас сознательно отучают каждый день — в школе, на работе, на выборах. Не думай! Поступай как велено, за тебя есть кому подумать. Не высовывайся, не лезь со своими инициативами. Бойся быть смелым! Поэтому куда чаще люди думают не о долге, не о людях, за которых отвечают, а про гнев начальства и про «как бы чего не вышло». И поэтому тоже экипаж Дамира Юсупова сейчас вспоминают каждый день, чествуют, зовут на футбольные матчи и прочие мероприятия.
В Штатах про «пилота Салли» сняли «Чудо на Гудзоне». Про пилота Юсупова тоже могли бы снять фильм — только у нас и героические фильмы почему-то выходят наполовину пошлыми, наполовину ура-патриотическими — так что может быть и без фильма можно обойтись.
А начиналось всё с птиц. Которые попали в двигатели самолета, и сразу после старта превратили реактивный лайнер в планер. Птицы кормились на очередной подмосковной свалке, каких вокруг столицы тьма. И регион загадили до такой степени, что московский мусор собираются возить по стране. И по стране московскому мусору совсем не рады — привет из Шиеса! Не должно быть мусорных свалок вблизи аэропортов. Не должно быть никаких птиц в таких количествах, чтобы пачками попадать в двигатели. Но земли в России много, на свалки ее тратить не жалко, а мусор — дело прибыльное.
Вот на чём на чём, а на отбросах мы бизнес делать научились. На переработке, на превращении отходов в самые неожиданные полезные вещи — не зарабатываем ничего. А на засерании Земли Русской — миллиарды. Тот же Шиес — если надо будет — ради мусора «мусорами» затопчем.
И вот я думаю, что пилот Юсупов — герой. И экипаж у него геройский. Но завтра с этого же аэродрома взлетит другой самолет. И каждый день будут оттуда взлетать новые и новые лайнеры. А свалка никуда не делась. А птицы летают и летают — еще чаще, чем все вместе взятые самолеты. И вдруг какой-то другой пилот растеряется. Вдруг забудет про инструкции или будет следовать им, наоборот, слишком буквально? Да мало ли что еще может случиться в нашей стране плохого, чтобы обычный полет превратился в кошмар! Ведь и в этом случае службам аэропорта понадобилось полчаса, чтобы понять, что их аэробус находится всего в километре от них и послать помощь!
Непрофессионализм, бездействие, бездумность, вбитая во всех нерешительность и несвобода во всем оборачиваются преступлениями, которые можно превозмочь только подвигом. Экипажу Дамира Юсупова совершить свой подвиг удалось. Честь им и хвала. А нам остается пожелать встречать на земле, в небесах и на море побольше именно таких героических людей. В России без них — никак.