Президент Беларуси А.Лукашенко заявил, что российское ядерное оружие находится на территории республики с октября текущего года. Подобное заявление неслучайно: Лукашенко давно выполняет функцию кремлевского глашатая, соответственно, его слова это очередной виток ядерного шантажа со стороны РФ в отношении Запада. Этому есть логичное объяснение: Россия увязла в кровопролитных боях в Украине и вопреки увещеваниям кремлевских пропагандистов, не может продемонстрировать сколь-либо ощутимого результата, помимо колоссальных потерь.
Менее чем за два года войны безвозвратные потери российской армии составляют порядка 350 тысяч человек – подобную статистику предоставляют аналитические отчеты ISW. Также, россияне потеряли много военной техники, боевой авиации и военно-морского флота, причем особенно много – во втором полугодии 2023 года. В частности, 20% Черноморского флота РФ были уничтожены за последних 4 месяца, а апогеем этого побоища стал удар по большому десантному кораблю «Новочеркасск» в феодосийском доке утром 26 декабря. Помимо этого, в течение 3 суток ВСУ уничтожили 5 российских истребителей – это действительно ощутимые потери, восполнение которых истощит одолеваемый санкциями российский бюджет.
Поэтому, Путин через своих прокси пытается шантажировать Европу «ядерной дубинкой». Помимо ядерного шантажа Путин применяет широкий спектр гибридных угроз. Например, провоцирует насилие и беспорядки на Балканах – мягком «подбрюшье» Европы.
Протесты в Белграде можно рассматривать как попытку вмешательства Кремля во внутренние дела суверенной страны – КГБ подобным образом осуществил не один десяток переворотов в странах Африки и Азии, соответственно, Путин взял на вооружение испробованные советские приемы и пытается спровоцировать кровопролитие в Европе, столь необходимое для Кремля. Как результат, если российское влияние на Балканах укрепится, можно ожидать новый очаг напряженности в этом традиционно «взрывоопасном» регионе. Это целиком коррелирует с российской тактикой создания «зоны контролированного хаоса», которая в данном случае призвана дестабилизировать Европу и сделать ее еще уязвимей перед последующими гибридными угрозами.
Россия стремительно ослабевает, продолжение войны станет тупиком для российских войск. В таком случае, можно ожидать усиления российского террора и провокаций: Путин осознает, что Россия проиграла, но не готов отступить. Следовательно, Европа должна эффективно противодействовать российским угрозам, комплексно ослабляя Кремль. Россия должна оказаться в полной международной изоляции, ее экономика и промышленность должны разрушаться под воздействием санкций. В свою очередь, Запад должен укрепить восточный фланг НАТО и сделать все возможное, чтобы политическое присутствие России в Европе навсегда кануло в лету.