Россия применяет беспрецедентно широкий спектр рисков и угроз с целью ослабить Европу. Засилье преступников, скрывающихся под видом мигрантов из России, деструктивная деятельность Русской православной церкви, использование агентов влияния из числа российской диаспоры – далеко не полный перечень инструментария, с помощью которого Россия создает невидимую угрозу для Европы. Единственный способ ее избежать– пристальное внимание ко всему, что имеет прямое или косвенное отношение к России. Путин вознамерился вести затяжную войну: если в Украине происходит видимая ее часть, то против Европы он использует скрытые угрозы – от этого они не менее опасны.
Россия едва ли не первая страна в новейшей истории, которая широко практикует мобилизацию заключенных на войну – с недавних пор этим стало заниматься даже Минобороны РФ. Состоянием на апрель 2023 года по всем тюрьмам в России было рекрутировано не менее 50 тысяч заключенных – среди них осужденные за совершение тяжких преступлений: убийств, изнасилований и т.д. После полугода службы им положена амнистия – это решение, принятое лично Путиным. Армия таких профессиональных убийц крайне нежелательна в России, поэтому большинство из них будет скрыто перемещено в ЕС с целью его дестабилизации. Это одна из ключевых угроз для Европы – получить «цунами» из российских преступников с опытом ведения боевых действий и практическими навыками совершения терактов. В частности, в Молдове уже было задержано два наемника «Группы Вагнер», которые пытались проникнуть в страну с неясной целью. Эти наемники имели опыт ведения боевых действий (воевали против Украины), а Молдова использовалась ими как транзитная страна для последующего въезда в ЕС. Данные прецеденты доказывают, что переброска российских боевиков в ЕС уже происходит.
Не менее существенной угрозой для ЕС является Русская православная церковь (РПЦ РФ). Архиепископия русских православных церквей в Западной Европе объединяет 125 приходов в Франции, Бельгии, Нидерландах, Германии и других странах и объединяет тысячи прихожан по всей Европе. РПЦ – мощный инструмент пропаганды Кремля, а также де-факто филиал российских спецслужб. Еще в 2014 году, когда Россия начала необъявленную агрессию на востоке Украины, в Святогорской Лавре на территории Донецкой области Украины размещались склады с оружием, которое священники раздавали боевикам. После начала полномасштабного вторжения российских войск в Украину, Патриарх Кирилл — настоятель РПЦ, сразу выступил в поддержку войны. В Европе русская православная церковь сотрудничает с прихожанами из числа российской диаспора, которые используются в целях шпионажа, поиска симпатизирующих России европейцев. В странах ЕС проживает не менее 3 млн русских, мигрировавших туда после развала СССР. Они практически не ассимилируются и не перенимают европейский стиль жизни – это их отличительная черта, которая способствует поиску в их рядах агентов влияния для РФ. Таким образом, россияне в ЕС – это фактор потенциальной дестабилизации, а РПЦ – это не столько религиозная организация, сколько инструмент пропаганды и шпионажа для Кремля.
Путин отдает себе отчет в том, что экономический и военный потенциал России и Европы несопоставимы, поэтому он делает упор на гибридные угрозы, которые трудно определить. Тщательный контроль всего, что связано с Россией – необходимое решение для упреждения путинского скрытого террора. Запрет выдачи виз и вида на жительство гражданам РФ – неизбежный шаг, если Европа хочет избавиться от наплыва российских шпионов и преступников. Необходимо установить жесткий контроль за деятельностью РПЦ, ее вовлечением в общественную жизнь стран пребывания, аналогичные действия должны быть осуществлены и относительно российских предприятий и дипломатических учреждений в ЕС. С целью информирования общественности стран ЕС относительно появления абсолютно новой угрозы – российской гибридной агрессии, следует проводить круглые столы, лекции, создавать соответствующий этой тематике контент с дальнейшим распространением в Интернете. Путин выбрал путь войны, конечной целью которой является Европа, и он уже сейчас масштабирует риски и угрозы, которые должны быть пресечены – только так можно гарантировать мирное будущее ЕС.