Российская нефть уплывает в Индию и Китай при помощи малоизвестных трейдеров

Нефтяной танкер под флагом Либерии, зафрахтованный малоизвестной торговой компанией из Гонконга Bellatrix Energy, погрузил в мае в российском порту Усть-Луга партию нефти, но прежде чем судно достигло пункта назначения в Индии, груз сменил владельца, говорит нам Moscow Times.

Новым владельцем 100.000 тонн нефти Urals, которые перевозил танкер Leopard I, стала другая компания из Гонконга — Guron Trading, также до недавнего времени незнакомая старожилам рынка.

Число малоизвестных торговых фирм, которые выполняют такие важные функции для экспорта нефти РФ как привлечение финансирования, аренду судов и страховку, в последние месяцы резко возросло, поскольку санкции запада заставили крупных международных игроков уйти с российского рынка в прошлом году, показали данные Рейтер.

По меньшей мере 40 посредников, в том числе компании, ранее не причастные к этому бизнесу, занимались торговлей российской нефтью в период с марта по июнь, по подсчетам Рейтер после общения с десятью источниками, а также с аналитиками консалтинга Kpler, анализа данных Refinitiv и судовых компаний.

В этом году новые игроки отгрузили не менее половины всего российского экспорта нефти и нефтепродуктов, составляющего в среднем около 6-8 миллионов баррелей в сутки, что в совокупности превратило неприметные компании в одних из крупнейших мировых нефтетрейдеров.

Guron Trading и Bellatrix Energy, которая первоначально зафрахтовала Leopard I и купила груз, по данным источников, у российской Роснефти, не ответили на запросы о комментариях. Пресс-служба Роснефти также не ответила на вопросы Рейтер.

Веб-сайты Guron Trading и Bellatrix Energy недавно были закрыты, хотя оба были в сети до того, как Рейтер пытался с ними связаться.

Малоизвестные компании на рынке российской нефти стали появляться весной 2022 года, и, согласно подсчетам Рейтер, в течение прошлого года в сделках участвовало до 30 таких посредников.

Рост сети малоизвестных компаний знаменует новую веху в торговле российской нефтью, заменив ранее привычных покупателей из числа международных торговых компаний и нефтегазовых гигантов, таких как BP, Shell, Vitol, Glencore, Trafigura и Gunvor, которые десятилетиями работали с российской нефтью и нефтепродуктами.

Появление новых торговых компаний не означает, что при торговле российской нефтью нарушаются санкции, но большое количество таких игроков может усложнить контроль за исполнением санкций органам Европы и США.

В мае Россия, входящая в тройку мировых производителей нефти, поставила рекордные объемы в Китай и Индию, которые не ввели санкции против Москвы и стали ее ведущими покупателями после санкций Европы, США и других стран, которые ограничили торговлю с РФ.

ТОРГОВЛЯ В ПУТИ

Когда-то редкие сделки в процессе перевозки груза в последний год стали широко распространенными, сообщили пять источников, связанных с торговлей российской нефтью. Ранее между портом отгрузки и конечным потребителем груз чаще перевозил один посредник.

Источники Рейтер описали не менее 10 таких сделок, добавив, что эти действия могут быть в том числе направлены на то, чтобы затруднить отслеживание поставок российской нефти.

Один из покупателей российской нефти сравнил взлеты и падения новых трейдеров с короткими карьерами звезд социальной сети TikTok, а другой назвал смену новых игроков «калейдоскопом». По их словам, в некоторых случаях в пути один груз меняет трёх и более владельцев.

Рейтер не смог установить конечных владельцев новых торговых компаний.

Растущая сеть малоизвестных трейдеров пересекается с быстро развивающимся рынком нефтяных танкеров, приобретенных специально для работы с поставщиками из РФ.

Рост торговли российских нефтяных компаний с малоизвестными трейдерами с короткой кредитной историей повышает для них финансовые риски, считают трейдеры.

Некоторые из компаний, которые в прошлом году стали крупными трейдерами российской нефти, такие как Coral Energy и Everest Energy, с тех пор вышли из бизнеса с РФ.

Отвечая на вопросы Рейтер, обе компании отрицали, что перестали работать на российском рынке из-за санкционных рисков.

В Everest сообщили, что «это было стратегическое деловое решение, основанное на различных факторах, характерных для нашей компании». В Coral отметили, что «приняли решение о поиске поставщиков за пределами России благодаря диверсифицированному присутствию в регионе MENA».

Агентство по обеспечению соблюдения санкций министерства финансов США, OFAC, а также его коллеги из ЕС и Великобритании не ответили на запросы о комментариях.

В июле представитель министерства финансов США заявил, что санкции были разработаны для того, чтобы сохранить поток российской нефти на мировой рынок, при этом снизив цены для потребителей и ограничив доходы Москвы от продажи нефти.

«Мы признаем, что (санкции против России) изменят форму и структуру российских нефтяных рынков», — заявил журналистам чиновник.

Он также сказал, что Вашингтон не обеспокоен тем, что санкции привели к увеличению количества сделок в валютах, отличных от доллара, после роста использования юаня и дирхама ОАЭ для расчетов по сделкам с российской нефтью.

ЭКСПОРТ БЬЕТ РЕКОРДЫ

Судно Leopard I, принадлежащее и управляемое базирующейся в Дубае компанией Leopard I Shipping, прибыло в порт Вишакхапатнам 15 июня, где индийская нефтеперерабатывающая компания Hindustan Petroleum приняла груз от Guron Trading, по данным двух источников.

Hindustan Petroleum не ответила на запрос о комментариях.

Новые игроки на российском нефтяном рынке сыграли ключевую роль в поддержании движения и даже роста экспорта нефти из России, в то время как Москва перенаправила поставки в Индию и Китай.

Благодаря сети нефтетрейдеров экспорт российского сырья из всех морских портов в последние месяцы достиг многолетнего максимума и превысил 4 миллиона баррелей в сутки, согласно расчетам Рейтер, основанным на опросе десяти трейдеров, а также программах загрузки российских портов и данных Refinitiv.

В мае морские поставки Urals в Индию, которая ранее была редким покупателем российской нефти, достигли рекордных 1,95 миллиона баррелей в сутки, в то время как Китай импортировал 2,29 миллиона баррелей в сутки.

Недавно цены на Urals подскочили выше установленного 5 декабря ценового потолка в $60 за баррель для российского экспорта, введенного странами Большой семерки, Австралией и Европейским союзом.

По словам пятерых трейдеров, занимающихся торговлей российской нефтью, когда цены превышают установленный предел, быстро меняющаяся торговая сеть может затруднить выявление лиц, причастных к перемещению нефти.

Сейчас только Лукойл продолжает продавать нефть через свое торговое подразделение Litasco, которое было переведено в Дубай из Женевы. Другие компании продают грузы новым малоизвестным торговым фирмам, которые в основном зарегистрированы в Китае, Сингапуре, Гонконге или Дубае, по словам источников.

С марта по июнь среди крупнейших трейдеров, покупавших нефть у Роснефти, Сургутнефтегаза и Газпромнефти, были дубайская Petroruss, зарегистрированные в Гонконге Guron Trading, Bellatrix Energy и Covart Energy, зарегистрированные в Дубае Voliton, Demex Trading, Nestor Trading, Orion Energy и компания Patera со штаб-квартирой в Сингапуре, по данным источников.

У некоторых компаний, таких как Voliton, нет даже публичных веб-сайтов или контактных телефонов.

Ни одна из перечисленных компаний не ответила на запрос о комментариях.

Представители Роснефти, Сургутнефтегаза и Газпромнефти также не ответили на запросы Рейтер.

РИСК

Продажи через многочисленных малоизвестных посредников сопряжены с риском для российских производителей. Венесуэла, которая использует аналогичную систему для транспортировки нефти, столкнулась с проблемами платежей, мошенничеством и финансовыми потерями.

Хотя на сегодняшний день сообщений о неуплате не поступало, задержки платежей были, заявили пять трейдеров, связанных с российским нефтяным бизнесом.

По их словам, российские экспортеры ждали от трех до пяти месяцев, чтобы получить деньги после отправки своих грузов, хотя обычно покупатели платят за груз примерно через месяц после загрузки танкера.

Один из источников сообщил, что такие задержки создали дефицит бюджета для экспортеров, которым приходилось платить налоги российскому государству еще до того, как им заплатили за нефть покупатели.

Источник в одной крупной российской нефтяной компании заявил, что его компания готова идти на более высокие риски при торговле нефти ради стабильного и растущего экспорта.

«В прошлом году мы столкнулись с сокращением производства из-за плохого маркетинга. Сейчас все в порядке — у нас есть покупатели, у нас есть сбыт», — сказал он.