17 марта Международный уголовный суд (МУС) в Гааге выдал ордер на арест президента Российской Федерации Владимира Путина. Его обвиняют в незаконной депортации украинских детей с территории Украины в Россию.
Ордер МУС не является приговором суда и не физическим арестом, но это правовое и моральное клеймо, резко сужающее пространство для политического маневра не только для российского президента, но и для лидеров демократического мира, которые всячески пытаются говорить с ним. Это исключает возможность для западных лидеров даже какого-либо рукопожатия с Путиным или подписания с ним соглашений.
Путина фактически перевели из категории людей, с которыми можно хоть как-то попытаться договариваться, в категорию международных преступников.
В глобальном смысле – это сигнал Запада всем, кто предлагает договориться с Путиным о компромиссных вариантах окончания войны в Украине. В частности, это сигнал и самому Путину о том, что с ним никто больше не хочет иметь дело и на «договорняки» уже никто не пойдет. Теперь он в одном ряду с другими военными преступниками.
Владимир Путин стал третьим в истории мира действующим главой государства, по которому МУС выдает ордер на арест после ливийского лидера Муаммара Каддафи и суданского лидера Омара аль-Башира.
Отныне, Владимир Путин будет очень ограничен в передвижении по миру. По условиям Римского устава, все ратифицировавшие его государства-члены обязаны сотрудничать с МУС и передать ему лицо, в отношении которого выдан ордер на арест. Таких стран – более 120, подавляющее большинство стран мира.
Фактически, с Путина снят иммунитет как главы государства, при этом ядерного. Теперь российский лидер не сможет прикрываться иммунитетом для совершения военных преступлений.
Также ордер на арест российского лидера – это очередной сигнал российским элитам, что даже после завершения войны в Украине Путину «уже не отмыться». Поэтому, если российские элиты хотят возобновления отношений с Западом, то им нужно убирать Путина с должности президента РФ и сдавать его в Гаагу, как сербы в свое время поступили с Милошевичем.
Россия не сможет достичь снятия международных санкций без выполнения ордеров Международного уголовного суда. Ранее было заявлено, что санкции можно будет снять по возвращении ситуации как минимум на состояние до полномасштабного вторжения России в Украину 24 февраля 2022 года. Поэтому даже возвращение к границам 1991 года не приведет к рассмотрению вопроса о снятии с России санкций, пока россияне не выдадут Путина международному следствию.