Россия проигрывает блицкриги, но выходит победителем из затяжных войн ценой многих жертв
Путин планирует широкомасштабную территориальную экспансию на Запад, не имеющую ни временных, ни географических рамок. Для нее в бюджете РФ заранее предусмотрено надлежащее финансирование. Так, в течение 2024 расходы на армию и оборонно-промышленный комплекс РФ будут составлять треть всех расходов. Предполагается, что финансирование российской армии в 2025-26 гг.
дополнительно увеличится, ведь Путин планирует завершить комплексную модернизацию в ВС РФ к концу 2026 года, и тогда количество личного состава в российской армии, вероятно, превысит 2 млн человек. Вышеизложенные опции являются составляющими масштабной реформы в российской армии, в результате которой уже увеличен ее личный состав, а к концу 2026 года будут созданы два военных округа вблизи Финляндии и стран Балтии. Также дата совпадает с прогнозами ведущих аналитических центров, которые считают 2027 год примерной датой начала войны РФ против Европы. Перед этим, Россия будет всячески ослаблять Европу, чтобы сделать ее максимально уязвимой перед неизбежным ударом – потоки нелегальных мигрантов, праворадикальные движения, которые будут расшатывать европейское единство, даже вероятные очаги конфликтов на Балканах и на Ближнем Востоке будут неустанно ослаблять, прежде всего, наднациональные институции Европы и цивилизационного Запада. Очень опасно втягиваться в затяжную войну с Россией – исторически, она очень часто проигрывала в блицкригах, но из затяжных войн, как правило, выходила победительницей и с новыми территориями, используя свою ресурсную базу, большую площадь и массовое жертвование людьми на поле боя ради конечной цели. Это воспроизводит тактику Путина в Украине: он хочет задать формат затяжной войны и готов воевать годами, ожидая, пока Украина и Запад обессилят. В таком случае поражение Украины станет сокрушительным ударом по западной цивилизации, а Россия получит «зеленый свет» к предстоящему переделу мира.
Российская агрессия – циклическое явление, возникавшее в определенные исторические промежутки времени. Ее даже можно предсказать математически – идея захвата территорий сопредельных с Россией стран была главным двигателем развития российской государственности. Посредством так называемых «оборонительных» войн, Россия на разных этапах своей истории расширялась до 1/6 части земного шара. Соответственно, идея территориальной экспансии является одним из главных приоритетов Путина: во время своих выступлений и обращений он постоянно обесценивает, дискриминирует государственность постсоветских стран, апеллируя к тому, что они – искусственные страны, части бывшей России.
24.02.2022 Россия открыла новую страницу в новейшей истории: Украина стала первой страной, принявшей на себя удар российской армии. В восприятии Путина, Украина должна была упасть через несколько дней, а Запад – вздрогнуть от страха перед российской армией и отказаться от поддержки Украины. Сделав невероятное, имея асимметрично меньшее количество оружия, чем у врага, ВСУ откинули оккупационную российскую армию от Киева и ряда других направлений. Однако Путин заложил первый камень в архитектуру будущего передела мира: заигрывание с агрессором, в 2008 году аннексировавшим часть Грузии, а в 2014 году – частью Украины, спровоцировало наиболее масштабную войну современности, которая происходит в Европе и уже угрожает территориальной целостности других ее стран. Ведь территории от Финляндии на севере до Болгарии на юге являются зоной геополитических интересов Кремля, а так называемый русский мир является теоретическим обоснованием российской территориальной экспансии на западном направлении.
Масштабная конфронтация с Западом (с использованием широкого инструментария) должна привести к цивилизационному поражению последнего и последующей вассальной зависимости от российско-китайской геополитической диады. Путин видит в этом своеобразный результат своего правления. И он готов воевать долгие годы, ведь у России есть пока достаточный мобилизационный потенциал и неисчерпаемая ресурсная база, которая является залогом производительности российского ВПК. Есть даже определенные расчеты по поводу начала войны России с Европой. Если у Путина будет реванш в Украине, ему понадобится около 5 лет для того, чтобы накопить необходимый военный потенциал для следующего этапа войны. Однако если Россия будет разбита на украинском фронте, Европе не грозит война минимум10 лет.
Россия действительно понесла ощутимые потери на войне с Украиной, поэтому пока не готова к войне на несколько фронтов. Однако российская экономика уже переведена на военные рельсы, российский ВПК усиленно финансируется, а после очередного переизбрания Путина начнется масштабная мобилизация. Все это не только для продолжения войны с Украиной. Немецкий совет по международным отношениям (DGAP) обнародовал аналитический прогноз, в котором идет речь о намерениях Путина вторгнуться в Европу. По словам авторов этого наследия Кристиана Меллинга и Торбена Шютца, у Запада мало времени, чтобы сделать необходимые шаги для противодействия РФ. Сейчас Россия осуществляет подготовку к предстоящей войне с Европой по нескольким направлениям: активно вооружается, увеличивая производство оружия и импортируя его. Масштабируя гибридную угрозу для Европы, чтобы ослабить ее изнутри. Классический пример – толпа мигрантов с Ближнего Востока на российско-финской границе воспроизводит ситуацию на белорусско-польской границе осенью 2021 года. Россия специальными рейсами свозила беженцев из Сирии и Ирака в Беларусь, которые затем штурмовали польскую границу. И, наконец, Путин пытается создать коалицию стран «Глобального юга», которая выступит на стороне России во время ее конфронтации с Западом. В определенном отношении Путин уже добился успехов: Иран и КНДР поставляют российской армии оружие, и никто не может прекратить этот процесс, а подавляющее большинство стран Африки, Латинской Америки и Азии считают наибольшую войну современности исключительно украинско-российским внутренним вопросом.
Путин является сторонником геополитической концепции евразийства, предполагающей контроль Москвы над огромной территорией от Лиссабона до Камчатки. Фактически Россия успешно апробировала тактику «оборонного расширения»: манифестируя вымышленную угрозу России и россиянам, Кремль начинает военное вторжение, а оккупированные территории суверенного государства (которым никоим образом не угрожала России) объявляет «освобожденными», «демилитаризованными», «поясом безопасности». Не надо говорить, что их включение в состав РФ является лишь вопросом времени. Россия именно таким образом расширялась исторически. Это то, что россияне сделали в Украине в сентябре 2022 года на ТОТ, проведя незаконные выборы. И это универсальный шаблон для территориальной экспансии в Европу, которую Путин откровенно называет источником угроз для РФ.
Запад должен проснуться от геополитической летаргии и понять, что долговременная стабильность в Европе зависит исключительно от своевременной поддержки Украины. Ключевое значение имеет оружие: дальнобойные ракеты, артиллерийские снаряды и разные типы ударных и разведывательных дронов – это самая оптимальная инвестиция не только в боеспособность ВСУ, но и в мирное будущее Европы. Европа должна начать перевооружаться таким образом, будто война с Россией начнется через год – если Путин будет видеть решительные действия, он откажется от вторжения. С другой стороны, война не прекратится до тех пор, пока Украина не будет надежно защищена и не получит необходимые гарантии безопасности. Даже когда Путин умрет, его преемник придет с войной в Украину – это историческая закономерность, которую Москва постоянно повторяла на разных исторических этапах. Соответственно, инкорпорация Украины в наднациональные институты Запада создаст геополитический щит на его восточных границах и является единственным вариантом прекратить войну в Европе. Также Украина должна получить необходимое финансирование для того, чтобы поддерживать свою экономику, восстанавливать промышленность. На территории Украины должны быть созданы объекты ВПК, которые будут производить современное западное оружие, а украинские военные должны получать качественную подготовку в соответствии со стандартами НАТО. В своей совокупности перечисленные опции должны нанести Путину быстрые и неприемлемые потери – это единственный способ локализовать его экспансию и предупредить Третью Мировую войну.
Владимир РОСТОЦКИЙ, российский политолог