Каждый день существования Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ)—лишь новое подтверждение её несостоятельности, пишет ICDS. Согласно Уставу ОДКБ, главными целями организации являются «укрепление мира, международной и региональной безопасности и стабильности, защита на коллективной основе независимости, территориальной целостности и суверенитета государств–членов». Уставом также предусматривается, что государства–члены борются «с международным терроризмом и экстремизмом, незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, оружия, организованной транснациональной преступностью, нелегальной миграцией».
Но вот в какой мере ОДКБ способна выполнять декларируемые задачи, не вполне ясно. В военных конфликтах организация непосредственно ни разу не участвовала. Наркотрафик на вверенной ей территории продолжает расти. Проблемы, связанные с нелегальной миграцией, только усугубляются. А единственный прецедент миротворческой миссии ОДКБ произошёл в январе 2022 года, когда президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев обратился к союзникам за помощью на фоне вспыхнувших антиправительственных протестов.
Серьезной альтернативой НАТО, каковой в своё время был Варшавский договор, ОДКБ не стала, так и не обзаведясь главным атрибутом—автоматизированной системой взаимопомощи. А стабильность и эффективность коллективной безопасности проверяется именно в кризисных ситуациях.
Никол Пашинян, премьер-министр председательствовавшей в ОДКБ Армении, даже посетовал на то, что во время 44-дневной войны с Азербайджаном его страна так и не дождалась помощи от союзников. У Армении возник законный вопрос: а почему «российские миротворцы» ушли именно тогда, когда Азербайджан начал новое наступление и угрожает полным военным разгромом?
Не справляется ОДКБ и с очагами напряженности в Средней Азии. Чего стоит только постоянно тлеющейся пограничный конфликт между самими странами–членами: Таджикистаном и Киргизстаном, где кризис разной степени интенсивности продолжается уже не один десяток лет.
Кроме того, угроза со стороны Талибана в Афганистане никуда не делась. В Кремле опасаются, что, если не удастся договориться с талибами, те могут напасть на территорию соседней республики Таджикистан, и тогда Москве придётся выполнять свои союзнические обязательства. А если Россия откажется помогать Таджикистану под тем же предлогом, что и Армении в войне против Азербайджана, то зашатается уже вся конструкция ОДКБ.
С Такими Союзниками Враги Не Нужны
В продолжение внутренних раздоров альянса, некоторые страны ОДКБ продавали Азербайджану оружие, которое впоследствии было им применено в войне против Армении. Например, Беларусь поставила азербайджанской армии ракетную систему залпового огня «Полонез». Острые дискуссии внутри ОДКБ вызывает тесное военное сотрудничество между отдельными государствами-членами и Турцией, также оказавшей Азербайджану существенную поддержку. Если тенденция продолжится, Россия, как источник военно-технической помощи, со временем может лишиться монополии, что скажется на привлекательности ОДКБ в целом.
Падению интереса к российскому оружию способствует и то, что после вывода американских войск из Афганистана США готовы передать среднеазиатским странам некоторое количество своей боевой техники. Это говорит о слабости позиций ОДКБ и несовершенности отдельных положений договора.
Под вопросом и прозрачность «союзнических» намерений РФ по отношению к партнерам в ОДКБ. Так, Россия уже раз продемонстрировала свою истинную сущность: сразу после Петербургского международного экономического форума, где президент Токаев категорически отказался публично признавать псевдо-республики «ЛДНР», Москва ограничила экспорт казахстанской нефти, поспешно заблокировав транзит через Каспийский трубопроводный консорциум. Но вслед за обращением Казахстана за помощью к США, запрет также стремительно сняли. А немногим позже президент Токаев уже лично поручил правительству «создать благоприятные условия для релокации в Казахстан» иностранных компаний, ушедших с российского рынка.
При определенных условиях Кремль может рассматривать Казахстан как новую территорию для «экспорта хаоса», выражаясь в терминах бывшего помощника российского президента Владислава Суркова. По его мнению, Россия, как наследница империи и крупнейший геополитический игрок, имеет исключительное право «экспортировать хаос» в соседние государства, чтобы снизить внутреннее напряжение, вызванное накопленными в стране проблемами.
Российский Колосс на Глиняных Ногах
Война в Украине доказала стратегическую, оперативную и тактическую слабость России. На неё теперь, как на агрессора, распространяются более жёсткие международные санкции, что, в свою очередь, не могло не сказаться на репутации России и в рамках ОДКБ . В поисках союзников президент РФ Владимир Путин решился лично прилететь в Иран на переговоры с президентом Ибрахимом Раиси. Фактически этот визит стал своего рода жестом отчаяния. В Тегеран Путин приезжал не требовать, а упрашивать о военно-технической помощи (беспилотниках) и о механизмах обхода технологического эмбарго России (электроника, микрочипы, технологии для ВПК и т.д.).
После всего этого Россия уже просто не в состоянии претендовать на роль единственного гаранта безопасности для стран ОДКБ. А саму ОДКБ теперь следует рассматривать только лишь как гарантию сохранения на постсоветском пространстве военных объектов РФ: военной базы Гюмри (Армения); космодрома «Байконур» и испытательного полигона стратегических противовоздушных и противоракетных войск в Сары-Шагане (Казахстан); базы ВВС в Канте и испытательной базы торпедного оружия в Караколе на озере Иссык-Куль (Кыргызстан); 4-ой военной базы и оптоволоконного комплекса «Окно» (Таджикистан).
Практически все российские интеграционные проекты и попытки выстраивания альянсов бывших советских республик провалились. А организации, созданные усилиями РФ, на практике оказались неспособны переломить главную тенденцию последних лет—снижение российского влияния на постсоветском пространстве.