Странам НАТО не следует увязывать прием Украины в альянс с наличием оккупированных Россией территорий, заявил президент Чехии Петр Павел в интервью Novinky. По его мнению, полное восстановление контроля над всеми землями в международно признанных границах не должно являться «обязательным условием» для членства в блоке.
«Если допустить проведение какой бы то ни было административной границы, то можно будет принять эту административную границу за временную, а Украину принять в НАТО с той территорией, которую она будет контролировать на тот момент», — сказал Павел.
Он привел в пример Германию, которую приняли в альянс в 1955 году, хотя часть ее территории продолжала находиться под оккупацией Советского Союза вплоть до 1990 года, когда была разрушена Берлинская стена — граница между ФРГ и ГДР.
«Поэтому, на мой взгляд, есть решение техническое, и есть решение юридическое, способное позволить Украине вступить в НАТО, не вовлекая альянс в конфликт с Российской Федерацией», — отметил Павел, добавив, что это станет возможным только после начала переговоров между Киевом и Москвой.
Он выразил надежду, что страны смогут заключить мирное соглашение в ближайшие годы. По словам Павла, это может означать, что определенные украинские территории останутся под контролем РФ на длительное время. При этом президент Чехии подчеркнул, что в случае такого расклада Россия не получила бы от демократических стран согласия на изменение границ и захваченные территории Украины считались бы временно оккупированными.
В декларации, принятой на саммите НАТО в Вашингтоне, было заявлено, что Украина находится на «необратимом пути» к членству в альянсе. В документе также говорилось о полной поддержке права этой страны выбирать собственный механизм безопасности и определять свое будущее без внешнего вмешательства.
При этом США и Германия до последнего времени возражали против формулировки «необратимый путь», сообщала Financial Times. Позиция Берлина и Вашингтона была сформулирована давно: Киев должен провести структурные реформы, в том числе в военной сфере, чтобы повысить совместимость ВСУ с вооруженными силами альянса, и вступление в НАТО не может произойти до окончания войны с Россией.