Почему Россия до сих пор зарабатывает на продаже энергоресурсов и как это изменить

5 декабря ЕС и G7 ввели в действие ценовой лимит на нефть из России, по которому баррель российской нефти должна торговаться не дороже $60, а морская транспортировка сырой нефти в ЕС запрещена. Поэтому доходы РФ от экспорта ископаемого топлива в декабре упали до самого низкого уровня с начала полномасштабного вторжения – на 17%. Об этом пишет Европейская правда.

На днях цена на российскую нефть Urals обвалилась до $37,8 за баррель, что значительно ниже ценового лимита в $60. Однако чтобы сократить прибыль России еще на 100 млн евро в день, ценовой лимит следует существенно снизить.

Какие еще шаги следует предпринять, чтобы обескровить военную машину Путина?

В ожидании 5 февраля

По данным Центра исследований энергетики и чистого воздуха (CREA), запрет ЕС на импорт сырой нефти и ограничение цены уже привели к сокращению поставок из России на 12% и падению отпускных цен на 23%. Из-за этого доходы России от экспорта нефти в декабре упали на треть. По состоянию на сегодняшний день структура дохода от экспорта ископаемого топлива страны-террориста на мировые рынки такова: 260 млн евро от экспорта сырой нефти, 80 млн евро от сжиженного газа, 80 млн евро от угля и 140 млн евро от нефтепродуктов ежедневно.

Ожидается, что поступления от продажи нефтепродуктов упадут до 40 млн. евро после введения в действие в ЕС эмбарго на нефтепродукты 5 февраля.

Однако в декабре ЕС все еще оставался крупнейшим импортером российского ископаемого топлива, за ним следовали Китай, Индия, Турция и Япония. Страны ЕС до сих пор покупают российские нефтепродукты, а у Болгарии, Чехии и Венгрии есть исключения по импорту сырой нефти.

Сегодня газ – единственное российское ископаемое топливо, которое все еще приносит неограниченный доход казне Кремля.

Запрет на импорт и/или ограничение цен на трубопроводный газ и сжиженный газ существенно сократят второй по величине источник доходов России от экспорта ископаемого топлива после нефти. Тем более что импорт Европой сжиженного газа, перевозимого танкерами, вырос более чем на 40% в период с января по октябрь по сравнению с тем же периодом 2021 года.

Кто бросает спасительный круг Кремлю?

В декабре ЕС оставался крупнейшим импортером нефти из России, беря во внимание трубопроводную нефть и все нефтепродукты. В начале января Германия прекратила импорт российской трубопроводной нефти, а в феврале вступит в силу запрет для всего ЕС на импорт российских нефтепродуктов.

Дешевую и кровавую российскую нефть пока покупают Китай, Индия и Турция.

В свою очередь Япония стала крупнейшим импортером сжиженного газа из России, поскольку европейские покупатели сократили закупки.

Крупнейшими импортерами угля были Китай, Южная Корея, Турция, Индия и Япония.

За последний месяц Россия заработала 3,1 млрд. евро на транспортировке нефти на судах, на которые распространяется ценовой лимит.

Это позволило российскому правительству получить дополнительные налоговые поступления в размере около 2 млрд евро.

Эти поступления можно почти полностью отменить, снизив ценовой лимит по крайней мере вдвое, что ближе к себестоимости добычи и транспортировке нефти в РФ.

Сейчас России удалось увеличить экспорт в другие страны в пределах ценового лимита, и это еще одна причина, почему его нужно пересмотреть вниз.

Снижение ценового лимита на сырую нефть до $25-35, что все еще значительно превышает расходы на добычу и транспортировку в России, сократит доход РФ от экспорта нефти по меньшей мере на 100 млн. евро в день.

Охота за теневым топливным флотом России

Кроме того, Россия собирает «теневой флот» танкеров, чтобы обойти нефтяные санкции. По оценкам судоходных брокеров, в текущем году было приобретено более 100 судов, часто с просроченным сроком эксплуатации, для транспортировки нефти.

Доля танкеров с сомнительным страхованием доставки российской нефти выросла после введения ценового лимита.

Использование старых танкеров с неизвестным страхованием, отключение передатчиков позиционирования судна (AIS) может увеличить экологические и навигационные риски транспортировки нефти. Необходимо усилить экологический контроль, особенно в Балтийском и Черном морях, а танкерам без надлежащего страхования страны-члены санкционной коалиции должны запретить доступ к своим территориальным водам.

Поэтому Западу важно ввести дополнительные санкции на продажу уже бывших в употреблении танкеров. Это нужно, чтобы не разрешить России, ее союзникам и связанным с ними трейдерам покупать старые танкеры для использования в обход ограничения, а также запретить перевалку российской нефти в территориальных водах и исключительных экономических зонах стран санкционной коалиции.

В Балтийском и Черном морях Норвегии и странам ЕС необходимо запретить использование танкеров без надлежащего полиса и обеспечить соблюдение норм защиты окружающей среды.

Ужесточение ответственности для нарушителей

Но с танкерами, на которые распространяется действие ценового потолка, тоже не все совершенно. В портах Тихого океана цена на сырую нефть остается неизменной, Россия продолжает использовать танкеры, застрахованные Великобританией, для продажи нефти в Китай.

Важно ввести дополнительные меры против страховщиков и танкеров, занимающихся этой торговлей, что еще больше повысит эффективность ценового потолка. Также следует усилить юридическую ответственность для нарушителей.

В преддверии введения восьмого санкционного пакета вместо запрета навсегда страховать танкеры, нарушающие прайскеп, страны G7 и ЕС приняли решение только о временном лишении нарушителей страхования сроком на три месяца и наложении незначительного штрафа.

Срок необходимо продлить, а кроме права страхования, танкерам следует запретить заходить в порты или территориальные воды ЕС и G7.

Также есть проблемы привлечения к ответственности за нарушение ценового лимита за пределами коалиционных стран. Таким страховщикам нужно лишь предоставить справки от покупателя нефти, которые могут быть ложными, и от этого страховщики не несут ответственности.

Политика должна быть изменена таким образом, чтобы предоставлять фактические торговые и платежные документы, чтобы обеспечить прозрачность цен.

Первый месяц эмбарго еще раз доказывает то, о чем мы говорили с начала вторжения: доходы от экспорта ископаемого топлива являются финансовой основой войны Путина.

ЕС и G7 обладают властью и всеми средствами, чтобы перекрыть ключевой источник доходов РФ. И каждый день промедления стоит Украине нереально много. Санкционная политика ЕС должна разрушить экономику России, а не подпитывать ее своей зависимостью от ископаемого топлива.

Если бы предельная цена на нефть из России была введена в начале лета, когда РФ зарабатывала в среднем 728 млн евро в день, тогда доходы страны-террориста могли бы упасть примерно на 18%, до 595 млн евро в день. Вместо этого мы увидели введение прайскепа в действие только 5 декабря, другие мероприятия еще ожидаем.

Как следствие, Россия получила сверхприбыли, а Украина за то время потеряла тысячи человеческих жизней, понесла триллионные убытки от разрушений. Война продолжается. Европа должна понимать: Кремль слышит только язык силы и денег.

Ценовой предел должен быть пересмотрен в сторону наибольшего понижения, а контроль за соблюдением эмбарго должен быть усилен.

Без доходов от экспорта ископаемого топлива брутальные нападения России на международное право, права человека, климат и окружающую среду и жестокая полномасштабная война закончатся победой Украины, Европы и мира.

Мы нуждаемся в больших действиях от санкционной коалиции — не только снижение ценового лимита, но и введение дополнительных санкций для закрытия всех возможностей обойти или нивелировать их влияние.