Образцовый агент

Дмитрий Хмельницкий 


С момента получения независимости в 1960 году
Кипр был объектом пристального внимания со стороны Москвы. Ее целью было подчинить политику островного государства советскому влиянию и интегрировать своих агентов   в кипрский истеблишмент. Ярким примером такой интеграции может служить история Янни Софоклиса — одного из самых успешных, судя по биографии, советских агентов, внедренных в кипрские дипломатические круги и в международные организации через Кипр.

Юрист Янни Софоклис занимает особое место в ряду кипрских «друзей Москвы» и даже среди кипрских выпускников университета Дружбы народов. Он один из немногих киприотов, учившихся в СССР юриспруденции, что само по себе странно. Вряд ли не признаваемое на Западе советское юридическое образование могло сильно способствовать карьерному успеху на родине. Софоклис сам признался в интервью, что его образование было признано на Кипре только в 1985 году (окончил он университет в 1972). Это не помешало ему сделать карьеру, связанную не столько с Кипром, сколько с Москвой. Видимо, и обучали его тому, что нужно Москве.

Отец Софоклиса Яннис Софоклис (1923–1990) был коммунистом с 1938 г., членом Политбюро партии АКЕЛ и партийным боссом города Пафоса с 1946 по 1983 год. По словам Янни Софоклиса, его отец много раз бывал в СССР и даже полгода обучался в Москве в Институте общественных наук в 1964-м году. Это говорит о многом.

Институт общественных наук при ЦК КПСС (ИОН) — был создан в 1962 году с целью подготовки кадров для коммунистических движений (в том числе и нелегальных) на Западе и в странах Третьего мира. Институт был закрытым и подчинялся Международному отделу ЦК КПСС. В Москве существовали филиалы ИОН для обучения слушателей из нелегальных организаций практике вооружённой борьбы. Видимо, в одном из них обучался и отец Янни Софоклиса. В 1955 году, после запрета партии АКЕЛ (до 1959 г), он арестовывался британскими властями вместе с другими функционерами партии. В 2024 году его именем была названа площадь в центре Пафоса. Несколькими годами позже Софоклиса-старшего  – в 1969-1974  годах –  в Институте общественных наук  при ЦК КПСС учился будущий глава партии АКЕЛ  и будущий президент Кипра (2008–2013) Димитрис Христофиас.

Софоклис вспоминает о том, как происходил набор молодых киприотов в советские вузы: «После 1960 года киприоты получили возможность учиться в Советском Союзе. Желающих было всегда намного больше, чем предоставляемых мест! Судьбу каждого решали по конкурсу аттестатов кипрских школ. Документы направляли в советское посольство в Никосии и ждали ответ… В 1967 году, сразу после срочной службы в Национальной гвардии Кипра, я подал документы на получение стипендии для бесплатного обучения в СССР. И пришел положительный ответ! … Молодые киприоты в то время учились во многих вузах, в разных республиках и городах Советского Союза, получая разные специальности. Самое большое число кипрских студентов учились на всех факультетах Университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы».

Понятно, что отбор кандидатов в советском посольстве основывался на тщательном изучении их семей, связей и возможной пользы для СССР. Это был отбор будущих агентов. Так, собственно, происходит и сейчас.

Джон Баррон в своей книге «КГБ. Работа советских секретных агентов» дал такую характеристику этому учебному заведению: «В 1960 году Никита Хрущев заявил, что создание Университета им. Лумумбы послужит обучению «кадровой интеллигенции» для народов Африки, Азии и Латинской Америки. Русские власти в самом Советском Союзе определили миссию университета более просто; «Обучать студентов из малоразвитых стран так, чтобы по возвращении в свои страны они стали лидерами просоветской деятельности». Первым проректором университета был Павел Ерзин, генерал-майор КГБ. Среди профессорско-преподавательского состава, который всецело подчинен КГБ, служат и другие сотрудники и агенты КГБ. Студенты отбираются, главным образом, по принципу их потенциальной полезности КГБ. (Если русские действительно хотят обучить иностранца для работы в советском проекте оказания помощи, то они обучают его в первоклассных университетах или политехнических институтах. Такой студент не обучается в Университете им. Патриса Лумумбы)». Среди киприотов – выпускников университета им. Патриса Лумумбы как минимум трое, по словам Янниса Софоклиса, достигли министерских постов.

Во время обучения Софоклис был секретарём землячества, решал проблемы всех кипрских студентов.

В 1972 году Софоклис получил диплом юриста и диплом «вечерних курсов журналистики». В СССР профессия «международный журналист» была фактически синонимом «разведчика». В 1976 году Софоклис защитил в том же университете им. Лумумбы диссертацию по теме «конституционное право», что само по себе звучит смешно. Однако в признании этих дипломов на Кипре ему было отказано. Что не помешало Софоклису, как он пишет, «от имени ЮНЕСКО» четыре года работать в Гвинее-Бисау, которая в 1974 году получила независимость от Португалии. В Гвинее-Бисау, которая тогда придерживалась просоветской ориентации, Софоклис в качестве советника министерства юстиции участвовал в разработке проекта конституции страны. Трудно сомневаться, что это была работа по линии КГБ. Тем более, что в числе языков, которыми владеет Софоклис помимо русского, греческого и английского, значатся еще испанский и португальский. Что указывает на характер его подготовки в университете.

С 1984 года Софоклис был постоянным корреспондентом кипрской коммунистической газеты «Харавги» в Москве, а после 1990 года 11 лет работал советником по печати и информации в посольстве Республики Кипр в СССР и в РФ. Был переводчиком на встречах и переговорах между президентами Кипра и России Глафкосом Клиридисом и Борисом Ельциным в мае 1995 года, и между Никосом Анастасиадисом и Владимиром Путиным в феврале 2015 года.

Потом он вернулся на Кипр и служил в Бюро печати и информации Министерства внутренних дел Кипра. С 2009 по 2011 работал советником посольства Кипра в Москве. С 2011 по минимум 2016 Софоклис – шеф московского бюро (постоянный корреспондент в Москве) газеты «Харавги». Переоценить важность такого агента в дипломатических и правительственных кругах Кипра для советских и российских спецслужб невозможно.

Софоклис не агент влияния, поэтому и держится вдали от агентов влияния -пропагандистов. Судя по биографии, он разведчик. Человек КГБ, а позднее – путинских спецслужб внутри кипрского дипкорпуса и правительства. Полное информирование Москвы о происходящем в кипрской политике — уже очень много. Но иногда приходится заниматься и пропагандой.

В 2017 году Софоклис поддержал Россию в её противостоянии Европейскому суду по правам человека. В 2018 году Софоклис выступал в роли наблюдателя на незаконных выборах президента России в оккупированном Крыму, за что попал под санкции Украины. Кипр тогда представляли еще два человека – депутат парламента Кипра от партии АКЕЛ Скеви Кутра-Кукума и Элиас Деметриу, член ЦК партии АКЕЛ.

Советская традиция подготовки агентов влияния и шпионов из иностранных студентов   никуда не делась и сегодня.  Масштабы этой работы при Путине по сравнению с советскими временами только возросли.  Возросла – особенно за последние три года – и роль Кипра, члена Европейского Союза, гораздо более благосклонного к путинской России, чем большинство других европейских стран. Так что без смены  Софоклис и его коллеги не останутся.