Идущая уже третий год война в Украине и нарастающее противостояние между Россией и Западом заставили страны НАТО заняться отработкой действий в соответствии со статьей 5 о коллективной обороне Североатлантического договора. В этом году альянс проводит самые масштабные со времен холодной войны учения на территории от Арктики до Черного моря. Несколько операций проводятся вблизи границ с Россией, одна из них прошла недавно в Латвии, рассказывает The Wall Street Journal.
В рамках операции «Хрустальная стрела» военные из 14 стран отрабатывали реакцию на вторжение в Латвию выдуманного противника, роль которого играли, в частности, латвийские и американские части. Ранним утром они «перешли границу» России с Латвией и устремились к Риге. Военные 11 стран НАТО держали оборону, стараясь отбросить прорвавшиеся подразделения в сторону болотистой местности, где их танки должны были завязнуть. Сделать это нужно было, организовав эффективное взаимодействие, несмотря на разные средства связи, типы военной техники и языки солдат.
«Самое важное — продемонстрировать готовность действовать быстро и развернуть войска для защиты границ Латвии и НАТО», — пояснил полковник латвийской армии Оскарс Кудлис.
Готовность эта в последнее время подвергалась сомнению как в Москве, так и в Европе. Бывший президент США Дональд Трамп, который пытается вернуться в Белый дом, заявил, что не стал бы защищать страны альянса, которые не тратят достаточно денег на оборону, и даже поощрял бы Россию делать с ними «все, что захочется». Это породило беспокойство в европейских странах, что Вашингтон, особенно при Трампе, может не пожелать исполнять свои союзнические обязательства в отношении стран, нападение на которые не угрожает ему непосредственно (хотя собственно страны Балтии тратят на оборону больше положенных 2% ВВП).
В свою очередь, в Москве предлагают не бояться, что страны НАТО нанесут ответный совместный удар. Этого не произойдет, даже если Россия применит против Европы ядерное оружие, настаивал в прошлом году почетный председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике, научный руководитель факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Сергей Караганов. «Был создан миф, в который во времена холодной войны многие из нас поверили. А что в этой 5-й статье на самом деле сказано? Только то, что в случае нападения на страну — члена альянса другие страны „окажут ей помощь“. Какую именно помощь — военную, экономическую, гуманитарную — будет решаться в рамках бюрократических процедур. И далеко не факт, что они решат этот вопрос в пользу коллективного вооруженного ответа, тем более ядерного», — заявил Караганов.
В последние месяцы европейские политики, военные и разведчики неоднократно предупреждали, что Россия через несколько лет может напасть даже на страны НАТО. В таком случае после первоначальных кибератак и ракетных ударов ее армия может попытаться провести наземную операцию, описывал один из сценариев генерал Бен Ходжес, командовавший армией США в Европе с 2014 по 2018 гг. Это, например, может быть попытка занять Сувалкский коридор — территорию длиной около 100 километров между Беларусью и Калининградской областью, по которой проходит граница Польши с Литвой. Затем занятый плацдарм и Беларусь могут быть использованы для дальнейшей атаки на восточный фланг НАТО — Литву, Польшу или Эстонию.
После этого в Кремле могут взять паузу, чтобы оценить, насколько страны НАТО готовы защищать своих партнеров, полагает Ходжес: «Если мы будем колебаться, неспособность исполнить свои обязательства в соответствии со статьей 5 устава НАТО приведет к распаду альянса».
Поэтому приоритетом НАТО сейчас являются совместные действия, коалиционная война, сказал WSJ подполковник канадской армии Джонатан Кокс, один из руководителей операции «Хрустальная стрела». Для многих канадских военнослужащих, которые сейчас на постоянной основе расквартированы в Латвии, защита от российского вторжения связана с личными ощущениями. Да начала войны они тренировали украинских солдат на базе в западной Украине; вскоре после вторжения база подверглась удару российских ракет, которые уничтожили казармы, в которых ранее жили канадцы.