Владимир Путин в интервью телеканалу NBC допустил возможность обмена заключенными между США и Россией. Одной из ключевых фигур, которую может потребовать выдать Кремль, является россиянин Виктор Бут, осужденный за торговлю оружием и поддержку терроризма. О целесообразности его обмена говорят не только адвокаты Бута, но судья, приговорившая его в 2011 году к 25 годам лишения свободы. Но почему же Кремль может желать выдачи «торговца смертью», вооружавшего колумбийских террористов и увековеченного Голливудом в фильме «Оружейный барон», где его сыграл Николас Кейдж? Ответ на этот вопрос могут дать воспоминания Александра Литвиненко — экс-подполковника ФСБ, отравленного в Лондоне полонием. The Insider публикует материал Анастасии Кириленко.
Накануне встречи Байдена и Путина в Женеве 16 июня 2021 российская пропаганда стала уделять особое внимание версии о том, что освобождение Виктора Бута станет темой для обсуждения двух президентов. Ведущий «Вестей недели» Дмитрий Киселев даже сравнил арест Бута в 2008 с арестом Романа Протасевича. К саммиту Путин-Байден приурочена и очередная порция пропагандистских репортажей об «оклеветанном США» Викторе Буте. Ранее такие же лоббистские усилия предпринимались при администрации Трампа, а до этого — при администрации Обамы. Все эти годы Кремль не оставлял попыток добиться освобождения «честного бизнесмена». Представитель Путина Дмитрий Песков заявил, что «рано говорить о конкретике» по вопросу обмена заключенными до встречи Байдена и Путина, но к этой дате приурочено письмо престарелой мамы Виктора Бута к Байдену и Путину, да и про-кремлевские СМИ уже открыто осуждают перспективы освобождения Бута.
Кроме США, за незаконную торговлю оружием Бута преследовала Франция, Бельгия и даже Сьерра-Леоне. Под санкциями ООН за незаконную торговлю оружием он находится с 2001 года. Впрочем, какое-то время это Буту не мешало, поскольку «честный бизнесмен» располагал пятью паспортами на разные фамилии. В аресте Бута, который осуществили США по обвинению в продаже оружия боевикам Колумбии (аналог «лесных братьев» на Северном Кавказе), с США сотрудничали также румынская, датская и нидерландская полиция. Мировые СМИ, в отличие от российских, описывают Бута как «торговца смертью», способствующего разжиганию кровавых конфликтов. Французский журналист Жан-Мишель Верноше утверждает, что войны в Сьерра-Леоне, Руанде, Либерии, ДРК, Анголе и Судане не имели бы такого масштаба, если бы Виктор Бут не снабжал оружием противоборствующие стороны.
В распоряжении The Insider оказались материалы, помогающие пролить свет на причину грандиозных усилий Кремля по освобождению Бута. Речь идет о видеозаписи интервью Александра Литвиненко, в которой он рассказывает, как встречал Бута на Лубянке. И речь шла отнюдь не о допросах: Бут сотрудничал с генералом Хохольковым по вопросу незаконной продажи оружия в Африку и на Ближний Восток, утверждает Литвиненко. По данным The Insider, вышедший на пенсию генерал Хохольков поддерживает связи с «Солнцевской» ОПГ, что косвенно подтверждает слова Литвиненко.
Видеозапись Литвиненко сделана независимым австралийским журналистом Ником Лазаредесом в 2003 году. Вот ее расшифровка:
«Мне сказал один сотрудник Управления собственной безопасности, с которым я встречался: Саша, ты знаешь, они танки продают. Они продают крупное вооружение в Африку, оно идет на Ближний Восток. В подтверждение этих слов я увидел в кабинете своего начальника Управления Хохолькова, а именно эта группа была связана с Хохольковым, он один из руководителей этой группы, я в его кабинете видел Бута. Бут, который сейчас находится в международном розыске за незаконный оборот оружия. Этот человек связан с украинскими преступными группировками, этот человек, по оперативным данным, был связан с сыном Деркача — бывшего начальника СБУ, ближайшего человека к президенту Украины Кучме».
Контекст разговора Литвиненко с представителями отдела собственной безопасности о коррупции ФСБ, по словам Литвиненко, был следующим:
«Начиная с 1996 года, когда я служил в ФСБ, мы начали замечать, что у нас появилось большое количество сотрудников, которые жили не по средствам. Они имели наличными… ну, допустим, у нас был сотрудник, который каждый день носил в кармане 10 тысяч долларов. Начинаешь задерживать преступную группу — реальную преступную группу, которая занимается убийствами, рэкетом, и, как только задержишь, к тебе приходят, тут же звонок от кого-то из своих коллег, от руководства, и тебе говорят, что надо этого человека выпустить, потому что он, оказывается, в агентурном аппарате состоит у другого подразделения. Сотрудники начали устанавливать деловые связи с лидерами преступного мира. А для того, чтобы эти связи как-то легализовать и прикрыть, они их ставили в агентурный аппарат. И как только задержишь его, тебе говорят: «задержал агента — выпусти…»
Виктор Бут учился в Военном институте иностранных языков (его однокурсником был журналист Орхан Джемаль), служил переводчиком в Мозамбике и Анголе, как заявляется в книге «Торговец смертью» Стивена Брауна и Дугласа Фары, британская разведка считает его сотрудником ГРУ. По мнению авторов, именно на деньги ГРУ Бут приобрел свои первые самолеты «Ан» и «Ил», стоявшие без дела на перестроечных аэродромах. Всего у Бута было несколько десятков самолетов, приписанных к разным странам, и их маршрут менялся в процессе полетов, что долго позволяло Буту оставаться не пойманным. Однако если связь с ГРУ не является однозначно доказанной, то рассказ Литвиненко о Буте и генерале ФСБ Хохолькове имеет косвенные подтверждения.
Хохольков — известная личность в криминальном мире. Как утверждает в разговоре с The Insider банкир Герман Горбунцов, ныне проживающий в Лондоне, именно генерал Хохольков устроил его «стрелку» с «Солнцевскими», которых интересовал бизнес Горбунцова и его партнеров, связанный с РЖД (подробнее об Горбунцове и РЖД — здесь).
По воспоминаниям банкира, 26-го или 27-го апреля 2009 года генерал Хохольков устроил для него стрелку, на которой помимо самого генерала присутствовали один из лидеров «Солнцевских» Виктор Аверин (Авера) и бизнесмены Андрей Крапивин, Борис Ушерович и Виктор Маркелов. Банкир утверждает, что Хохольков «построил баню для „Солнцевских“ в районе метро „Комсомольская“», чем заслужил особое уважение. В настоящее время генерал ФСБ Евгений Хохольков вступил в «Патриоты России» и в таком качестве заявляет, что хорошо знает Узбекистан, и поэтому лучшим президентом Узбекистана был бы Алишер Усманов. (напомним, у Усманова есть общий бизнес с отцом Андрея Скоча из «Солнцевских»).
Генерал Хохольков
Слова Литвиненко о том, что не только ФСБ, но и СБУ времен Кучмы была связана с ОПГ подтверждает бывший член «Солнцевской» ОПГ Леонид Ройтман (ныне проживает в США, где отбывал тюремное заключение). В разговоре с The Insider он признал, что сын генерала Леонида Деркача, возглавлявшего СБУ с 1998 по 2001 год, активно сотрудничал с «Солнцевскими».
Фрагменты интервью с Литвиненко были показаны на австралийском телеканале SBS 21 мая 2003 года. Впрочем, пассаж о Викторе Буте в них не попал, но зато попали высказывания Литвиненко о том, что ФСБ помогает наркотрафику из Афганистана. Транскрипт был опубликован в 2018 году. На следующий день после эфира, 22 мая 2003 года, российский посол в Канберре Леонид Моисеев обратился с гневным письмом в адрес председателя совета директоров SBS Карлы Зампатти. Письмо выдержано в лучших традициях МИД РФ — агрессивно обвиняя журналиста в теории заговора, дипломат никак не поясняет, что в словах журналиста не соответствует действительности:
«Уважаемая госпожа Зампатти, я пишу вам, чтобы выразить мое глубокое удивление и неспособность поверить своим глазам. До вчерашнего дня я всегда считал журналистов SBS высокопрофессиональными людьми, не подверженными идеологическим стереотипам. К сожалению, ваша вчерашняя программа „Преступления Кремля“ разрушила мою веру в то, что SBS способствует взаимопониманию между странами и национальностями. . <> Это действительно один из самых явно предвзятых и несбалансированных пропагандистских материалов, которые я когда-либо видел за последние годы. Конечно, я никогда не ожидал увидеть что-то подобное в Австралии. После просмотра этого материала я хочу задать очень простой вопрос. Что или кто стимулировал интерес SBS к этой теории заговора?»
В том же интервью с Ником Лазаредесом Литвиненко рассказал о том, что о связях между ОПГ и силовиками он докладывал в 1998 году лично Путину, когда тот был главой ФСБ:
«Путин меня выслушал, пожал руку. Я ему принес такую схему огромную, где были нарисованы наши генералы, генералы МВД, некоторые лица в Кремле, и стрелки шли вниз к коммерческим предприятиям, через которые отмываются деньги, к преступным группировкам. Это была общая схема, огромная, на весь стол. Мы ее рисовали с подчиненными около двух недель. Я пришел к этому человеку открыто. Ну была на него оперативная информация, что он не совсем чист, но все-таки я думал, что если его поставили на этот пост директором ФСБ, то все-таки он как-то, знаете, подумает о государстве, а не о своем кармане. Ты уже понимал, что твой начальник — бандит, наркоторговец, и куда уж дальше? Ты понимаешь, что ты находишься за последней чертой, но все-таки не хочется верить в это до конца…Ну хочется хоть какую-то надежду иметь. Знаете, такое чувство, что тебе врач объявил, что ты болен раком. То есть у вас рак. Вы должны умереть через месяц. И все так, ты до последнего надеешься, что, может быть, он ошибается».
Напомним, о связях контрабандистов с российскими спецслужбами The Insider уже писал в контексте наркотрафика (см. расследования «Великий махинатор. Что связывает миллиардера Сергея Адоньева с контрабандой кокаина и Путиным» и «Министерство странных дел. Как МИД и спецслужбы помогают поставлять кокаин в Россию»). Но и в контексте торговли оружием такие связи уже обнаруживались. Так, в 2009 во Франции был заочно осужден Аркадий Гайдамак в рамках так называемого «ангольского дела» — дела об отмывании денег от торговли оружием во время гражданской войны в Анголе в 1975–2002 гг. на сумму $790 млн. Гайдамак — выходец из СССР с несколькими паспортами, известный также, например, как Bar Lev Arye. Гайдамак выпустил мемуары на французском языке, где отрицал связи с КГБ/ФСБ, но подельник Гайдамака, осужденный во Франции, дал другие показания: по его словам, именно работа Гайдамака на КГБ позволила последнему убедить своих партнеров, что речь идет об официальной торговле (эти показания зафиксировал французский суд).
Напомним, с 2000 года Литвиненко проживал в эмиграции в Лондоне и в 2002 году издал книгу «Лубянская преступная группировка», где обвинил ФСБ в «крышевании» ОПГ, развале расследований против них в России и саботаже международных расследований. Литвиненко также сотрудничал с испанским следствием по делу «Русской мафии» в рамках операции «Оса», испанская Антикоррупционная прокуратура готовила его официальный допрос в 2006 году, сорвавшийся из-за отравления. В 2006 году Литвиненко, согласно данным британского расследования, был отравлен сотрудником ФСБ, ныне депутатом Госдумы Андреем Луговым. Как постановил судья Королевского суда Лондона в 2016, убийство произошло по приказу Николая Патрушева, и, «по-видимому, было одобрено Владимиром Путиным».