Ввиду увеличения нарушений режима прекращения огня со стороны российских оккупационных войск на линии обороны, вновь актуализировался вопрос о нарушениях условий минских договоренностей и ужесточения санкций против России.
Некоторые депутаты парламента США, Европарламента, Верховной Рады, журналисты и прочие чиновники утверждают, что санкции против России вводятся в частности за нарушения Россией условий минских соглашений. Причем подобного рода формулировки иногда появляются в различных коммюнике на сайтах Совета Европы и иных европейских структур.
Данные утверждения вводят в заблуждение миллионы людей и в информационном плане и повышают значимость юридически ничтожных и политически просроченных минских соглашений (их политический срок действия закончился 31 декабря 2015 года) до уровня Основного Закона Украины, а также Устава ООН, Будапештского меморандума и прочих юридически правообязывающих международно-правовых актов.
Очевидно, что излишнее необоснованное повышение значимости минских договоренностей выгодно лишь руководству страны-агрессора и оккупанта.
В информационном плане сложившаяся ситуация весьма аномальна и требует аргументированного объяснения.
Приходится вновь брать на себя просветительскую работу.
- Во-первых, Россия не является стороной минских соглашений.
- Во-вторых, отсутствует правовая связь между санкциями, введенными против России и минскими соглашениями.
Правовое обоснование отсутствия связи между санкциями и минскими договоренностями
Минские соглашения (Минск 1 и 2):
1) их заключение явилось результатом угрозы силой ее применения в нарушение принципов международного права, воплощенных в Уставе Организации Объединенных Наций;
2) они являются актами государственной измены в преступных интересах страны-агрессора;
3) утратили политическую силу в связи с изменением предмета договоренностей (после введения в действие минских соглашений Россия осуществила полную оккупацию ОРДЛО);
4) их действие закончилось 31 декабря 2015 года;
5) подписаны ненадлежащими субъектами;
6) в них идет речь о ненадлежащих предметах соглашения, а именно в первую очередь о некоем внутреннем конфликте, вместо международного вооруженного конфликта, сторонами которого являются Россия и Украина.
После аннексии АР Крым и начала военной интервенции на Донбассе, первые символические пакеты антироссийских санкций были введены распоряжениями президента США Барака Обамы, на основе законов «О чрезвычайных международных экономических полномочиях» и «О национальной системе по чрезвычайным ситуациям».
Европейский Союз ввел санкции против России, в частности на основании статьи 42 Договора о Европейском Союзе (Маастрихтский договор), согласно которой «ЕС может прибегать к данным средствам при осуществлении миссий за его пределами с целью обеспечить поддержание мира, предотвращение конфликтов и укрепление международной безопасности в соответствии с принципами Устава Организации Объединенных Наций».
Изучение решений Совета Европейского Союза о наложении санкций на Россию (см. например последнее санкционное решение (CFSP) 2018/1237 от 12 сентября 2018 «О продлении санкций в отношении России до 15 марта 2019») показывает, что в текстах официальных документов и приложений к ним вообще не содержится упоминаний о Минских договоренностях.
В решениях Совета ЕС о применении к России ограничительных мер (санкций), установлено, что эти меры применяются «ввиду продолжающегося подрыва или угрозы территориальной целостности, суверенитета и независимости Украины».
Стоит отметить, что в вопросе об ужесточении действующих и о введении новых санкций в отношении России, как законодатели Совета ЕС, так и США руководствуются в первую очередь сведениями о нарушении режима прекращения огня, исходящими от международных организаций, в частности ОБСЕ и украинских властей.
По своему смыслу санкции Совета ЕС в отношении России привязаны скорее к Будапештскому меморандуму, а не к Минским договоренностям. Это утверждение вытекает из п. 1 Будапештского меморандума, согласно которому: «Российская Федерация, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии и Соединенные Штаты Америки подтверждают Украине свое обязательство в соответствии с принципами Заключительного Акта СБСЕ уважать независимость, суверенитет и существующие границы Украины».
Исходя из анализа Решений Совета ЕС о наложении санкций на Россию, можно сделать вывод о том, что даже если Минские договоренности вдруг внезапно исчезнут, санкции в отношении России останутся без изменений.
Следовательно, даже если Минские договоренности перестанут существовать, то установленный санкционный режим США и ЕС в отношении России останется в том же объеме без каких-либо изменений. Поскольку неправомерная временная оккупация Россией АР Крым и ОРДЛО является продолжающимся подрывом или угрозой территориальной целостности, суверенитета и независимости Украины.