КАКИЕ БЫВАЮТ ШПИОНЫ

Дмиттрий Хмельницкий

Так называемые «Русские центры науки и культуры» по всему миру служат как бы филиалами российсих посольств, доступными для широкой публики. И одновременно   важнейшими центром оперативной работы  российских  спецслужб.  О науке и культуре как таковых речь там не идет.  Никакая культурная деятельность сама по себе – вне политической пропаганды и вербовки  ее участников и зрителей –   российские власти не интересует, как раньше не интересовала советские. Это касается концертной деятельности, детских танцевальных и спортивных  кружков, театральных студий, изучения русского языка и всего прочего. 

Российские посольства во всех странах находятся под более или менее пристальным наблюдением местных контрразведок.  Фиксируются все выходы сотрудников и приходы посетителей. Во всяком случае, могут фиксироваться.

За Русскими домами такого наблюдения не ведется.  Да и невозможно контролировать посетителей многочисленныех культурные мероприятий и концертов. Это делает «Русский дом» идеальным местом контактов, встреч с агентами и вербовок. Чем больше таких мероприятий, тем сложнее уследить за их участниками.

Советское правительство затеяло строительство  русских культурных центров в разных странах мира еще в 1960-е годы.   После создания  в 2008 году  Россотрудничества  Русские дома превратились в его представительства, играющие роль независимых культурных центров. По официальным данным в 2024 г. Россотрудничество представлено в 80 странах мира 97 представительствами, в их числе  73 российских центра науки и культуры в 62 странах. Во всех странах, (например, в Германии), вокруг посольств России и «Русских домов» концентрируются всевозможные псевдообщественные организации «соотечественников» и «друзей России».

На языке путинских спецслужб  задачи Россотрудничества и Русских центров науки и культуры описываются следущим образом:  «Агентство видит свою задачу в дальнейшем укреплении связей с соотечественниками, постоянно проживающими за рубежом, содействии их деятельности по расширению культурного, научного и делового сотрудничества с Россией».

«Укрепление связей с соотечественниками» – это эвфемизм, означающий вербовку и использование эмигрантов из бывшего СССР.

Директорами Русских домов, как правило, назначаются дипломаты в достаточно высоком ранге советников посольств (соответствующем примерно армейскому званию полковника) и с несколько необычными для карьерных дипломатов биографиями. В них обычно легко можно обнаружить указания на возможную связь со спецслужбами. Это называется «работа под дипломатическим прикрытием».

Вот храктерный пример.

В 2015 году   директором Русского дома в Никосии состоял Юрий Александрович Зайцев. В 2010–2013 годуах он был советником посольства в Вашингтоне и,  занимая  там аналогичную должность, попал на страницы американской прессы.  Как сообщал «Голос Америки», «популярный американский журнал Mother Jones опубликовал статью, автор которой сообщил, что глава Российского культурного центра в Вашингтоне Юрий Зайцев участвует в вербовке американцев, и ФБР США ведет соответствующее расследование».

Зайцев и МИД РФ обвинения возмущенно отрицали. Однако за год до скандала, в сентябре 2012 года в Москве на совещании представителей Россотрудничества в присутствии премер-министра Дмитрия Медведева и  министра иностранных дел Сергея Лаврова Юрий Зайцев сказал следующее: «…мы сумели организовать поездки сюда, в Москву и в Санкт-Петербург, 70 молодых политических лидеров, бизнесменов, журналистов, которые побывали в России. Эффект, который это произвело в Соединённых штатах Америки, – колоссальный. Сейчас уже создан ими между собой электронный портал, они переписываются, ведут пропагандистскую деятельность, то есть фактически работают, помогая нам. А в некоторых случаях в некоторых городах созданы неправительственные организации, которые называются русские культурные общества. В частности, в глубинке Соединённых Штатов, в Мемфисе (знаете, что это родина американского джаза), сегодня развевается на Main Street российский флаг над Российским культурным центром, созданным американцами».

Фактически, Юрий Зайцев подтвердил будущие обвинения в свой адрес. И было бы странно, если бы было иначе.  Зайцев просто исполнял свой служебный долг. Вербовка агентов – основная задача всех Русских домов в мире. Для этого они и создавались.

Зайцев был выслан из США и в том же году оказался на Кипре.  В 2016  был переведен в Вену, где исполнял ту же должность – директора Русского дома – до 2018 г. Интересно в этой истории еще и то, что только в США контрразведка (ФБР) сочла нужным обратить внмание на работу Зайцева. Ни Кипр, ни Австрия ему не мешали.

У Зайцева типичная биография. Как он сам рассказал в интервью по случаю назначения в Вену, он родился в 1954 г., окончил Ленинградский технологический институт и сделал потом стремительную комсомольскую карьеру. К 1986 году она привела его на посты  президента Студенческого Совета СССР и первого зама председателя Комитета Молодежных организаций  СССР. Обе конторы – классические советские имитации общественных организаций.  Уже эта деятельность не могла не иметь отношения к КГБ. Скорее всего, сотрудником КГБ Зайцев стал в начале комсомольской карьеры, что ее и предопределило. Еще при СССР Зайцев съездил по программе МИД на трехмесячные курсы по управлению макроэкономикой в Японию. После распада Советского Союза Зайцев стал одним из руководителей Московской Центральной Фондовой Биржи. Потом, по его собственному выражению «активно занимался предпринимательской деятельностью в компаниях негосударственного сектора»,  то есть был внедрен в частный бизнес. В 2009 г, как он сам рассказывает в интервью,  «был вновь приглашен к участию в международных проектах». Подразумевается служба в разведке за границей под дипломатическим прикрытием Россотрудничества.

Интересный нюанс. Интервью в 2016 году у Зайцева при его назначении в Вену брала председатель Координационного совета российских соотечественников Австрии Ирина Мучкина. Она заметила при этом,что с Зайцевым они общались еще 30 лет назад, когда Мучкина работала заместителем генерального директора гостиничного комплекса «Космос», где жили «самые иностранные» участники Фестиваля молодежи и студентов в Москве», а Зайцев участвовал в подготовке фестиваля. Для людей знающих советские реалии, это неопровержимое доказательство того, оба они тогда служили в КГБ.  Ну и еще характерное указание на контингент, из которого  сейчас набираются руководители и члены Координационных советов российских соотечественников по всему миру.  Кипр не исключение.