«Исламский джихад» получил приглашение на межпалестинскую встречу в Москве в конце февраля и намерен направить делегацию, сообщил РИА Новости официальный представитель этой террористической организации в Ливане Мухаммад аль-Хадж Муса.
Муса отметил, что движение регулярно участвует в межпалестинских встречах с 2005 года, при этом результаты предыдущих встреч оказались неутешительными, а рекомендации по их итогам так и не были реализованы.
Ранее министр иностранных дел РФ Сергей Лавров объявил, что Россия предлагает провести межпалестинскую встречу с участием всех ведущих фракций «для преодоления внутреннего раскола». ХАМАС эту инициативу поддержал.
Напомним, что 19 января делегация палестинской террористической организации «Исламское движение сопротивления» (ХАМАС) во главе с заместителем председателя «политбюро» Мусой Абу Марзуком провела консультации с замглавы МИД РФ Михаилом Богдановым в Москве. Хамасовский «Палестинский информационный центр» передавал, что на встрече также присутствовали член «политбюро» ХАМАСа Басэм Наим и представитель ХАМАСа в Москве. В сообщении ХАМАСа, цитируемом РИА Новости, было сказано, что «стороны обсудили пути прекращения огня в секторе Газы». Судя по этой публикации, делегация ХАМАСа обсуждала с Богдановым «преступления Израиля, представляющие угрозу для международной безопасности». Была также поднята тема возможной сделки «по обмену заложников». В МИД РФ подтвердили факт встречи Богданова с Абу Марзуком. В сообщении МИД РФ было сказано: «С российской стороны была акцентирована необходимость скорейшего освобождения захваченных в ходе нападений 7 октября 2023 года и удерживаемых палестинскими фракциями гражданских лиц, в том числе трех российских граждан – А.Козлова, А.Лобанова и А.Труфанова». (Речь идет о гражданах Израиля и РФ – Андрее Козлове, 27 лет, из Ришон ле-Циона; Алексе Лобанове, 32 года, из Ашкелона; Александре Труфанове, 28 лет, из Нир-Оза.) В МИД РФ добавили, что в ходе беседы основное внимание было уделено «продолжающемуся противостоянию в зоне палестино-израильского конфликта», на фоне которого гуманитарный кризис в секторе Газы «достиг катастрофических масштабов».
Власти РФ не признают ни ХАМАС, ни «Исламский джихад» террористическими организациями.
Москва продолжает поддерживать регулярные контакты с руководством ХАМАСа и «Исламского джихада» на уровне российского МИДа. Бывший президент РФ Дмитрий Медведев встречался с лидерами ХАМАСа. Нынешний президент РФ Владимир Путин воздерживается от публичных личных контактов с представителями ХАМАСа. Халид Машаль, в течение многих лет возглавлявший политбюро ХАМАСа, посещал Москву в марте 2006, в феврале 2007 и в феврале 2010 года. Глава МИД РФ Сергей Лавров дважды встречался с Машалем в Дамаске – в марте 2008 года и в мае 2009 года, когда он заявил, что выступает «за непрерывность отношений» России с ХАМАСом. В 2007-2011 годах в Москву неоднократно приезжал представитель руководства ХАМАС Усама Хамдан, который принимал участие в ряде мероприятий в российской столице (в частности, в презентации книги Александра Проханова «ХАМАС – хвала героям», которая проходила в Центральном доме литераторов в ноябре 2008 года). Исмаил Ханийя впервые был принят главой российского МИДа в марте 2020 года, затем состоялась их встреча в сентябре 2022 года. С заместителем Ханийи, Мусой Абу Марзуком, Лавров неоднократно ранее встречался в Москве. В январе 2017 года Лавров обратился к представителям руководства ФАТХа, ХАМАСа и «Исламского джихада» так: «Уважаемые гости, дорогие друзья…»
После трагических событий «черной субботы», 7 октября 2023 года, когда террористы ХАМАСа и других группировок осуществили нападение на территорию Израиля, убив более тысячи человек и похитив сотни мирных граждан (среди убитых, раненых и похищенных были граждане РФ), МИД России неоднократно принимал делегации ХАМАСа. Москва ставит себе в заслугу факт освобождения некоторых граждан РФ, находившихся в плену у террористов в Газе.
Многие аналитики отмечают, что власти РФ стали одним из основных бенефициаров нынешней войны в Израиле. Так как события на Ближнем Востоке не только отвлекают внимание от войны в Украине, но и повлияли на сокращение военной помощи Украине.