Китайская Народная Республика готовится к глобальным вызовам предстоящих лет и нелегким временам – и намерена победить всех внутренних и внешних врагов, под пристальным «мудрым руководством» Коммунистической партии Китая. КНР будет ускоренно перестраивать экономику и увеличивать и модернизировать армию, усилит борьбу с коррупцией, не откажеться от возможности применения военной силы для «воссоединения» с Тайванем и не собирается «уступать давлению Запада». Таковы «исторические решения» завершившегося на этой неделе в Пекине юбилейного XX съезда Компартии Китая, на котором председатель КНР и Генсек КПК Си Цзиньпин пожизненно закрепил за собой ничем не ограниченную власть, сравнимую уже с императорской. Но сбудутся ли все его планы по «возвращению Китаю утраченного величия»? — пишет Радио Свобода.
В субботу, 22 октября, 2300 делегатов ХХ съезда Коммунистической партии Китая (КПК), как и ожидалось, утвердили единоличное верховное лидерство Си Цзиньпина в партии и государстве. Съезд одобрил поправки к уставу КПК и переизбрал 200 членов ЦК партии. В него не вошли четыре из семи членов нынешнего Постоянного комитета (ПК) Политбюро ЦК – самого высшего партийного органа.
Первой поправкой устанавливается статус Си Цзиньпина в качестве «ядра ЦК КПК и всей партии», а его видению «социализма с китайской спецификой для новой эры» придан статус практически священного текста. Вторая поправка обязывает всех китайских коммунистов защищать статус генерального секретаря Си Цзиньпина как «ядра» КПК. Отныне Си Цзиньпин еще больше стал приравнен к вождям КПК XX века, Мао Цзэдуну и Дэн Сяопину.
23 октября, в воскресенье, Си Цзиньпина переизбрали лидером компартии на третий срок. В устав китайской компартии внесено к тому же положение о том, что партия будет противодействовать независимости Тайваня. Также Съезд подтвердил переизбрание около 200 членов Центрального комитета партии, которые имеют право голоса, причем среди них – всего 11 женщин.
23 октября ЦК утвердил и избрание 25 членов Политбюро ЦК, семь из которых назначены в его Постоянный комитет (ПК Политбюро ЦК). В него не вошли ветераны партии: кроме нынешнего премьер-министра Ли Кэцяна, это Ван Ян, Ли Чжаньшу и Хань Чжэн – двое последних ожидаемо ушли в отставку.
При этом бывшего председателя КНР в 2002–2012 годах 79-летнего Ху Цзиньтао двое молодых чиновников в прямом эфире вообще неожиданно вывели под руки с трибуны, где он находился рядом с Си в момент закрытия съезда. На видео можно заметить, что перед уходом он о чем-то говорил с Си Цзиньпином. Потом на главной церемонии закрытия съезда место Ху Цзиньтао рядом с Си Цзиньпином долго оставалось пустым. Позже инцидент с бывшим китайским лидером объяснили его недомоганием.
69-летний Си Цзиньпин, с тех пор как он десять лет назад был избран Генеральным секретарем КПК, устранив внутри партии всю известную фракционную оппозицию, все эти годы последовательно цементировал свою власть. Сегодня его контроль над всеми ключевыми назначениями и важными политическими директивами в КНР, население которой превышает 1,4 миллиарда человек, абсолютен и беспрекословен. Нынешний же XX съезд КПК (собирающийся каждые 5 лет), традиционно прошедший в «Доме народных собраний» (здание китайского «парламента») на западной стороне площади Тяньаньмэнь в Пекине, в крупнейшем в мире доме для заседаний, заранее многие сравнивали с фактической коронацией товарища Си.
Чуть менее года назад Генсек ЦК КПК, Председатель КНР и руководитель Центрального военного совета Си Цзиньпин был официально объявлен новым «Великим кормчим», уже заняв в истории страны и китайской компартии место, равное Мао Цзэдуну и Дэн Сяопину. В современной КНР стал откровенно формироваться культ его личности. Ранее КПК официально отменила ограничение в два срока для замещения Си Цзиньпином всех высших государственных и партийных постов. 6-й пленум ЦК КПК в ноябре 2021 года впервые открыто назвал «решающей» роль Си Цзиньпина в деле «великого возрождения китайской нации».
Последний идеологический труд Си Цзиньпина, посвящённый «социализму с китайской спецификой», еще в 2021 году был охарактеризован как «квинтэссенция китайской культуры». Всем деяниям и политическим решениям Си Цзиньпина придано почти мистическое, «судьбоносное» значение.
Сейчас, несмотря на все трудности, которые в последние годы преградили ему путь, – от стагнирующей экономики, пандемии COVID-19 и редких публичных протестов до перевернувшего привычное мироустройство вторжения России в Украину, растущих трений с США и конфликта вокруг Тайваня – Си Цзиньпин явно намерен еще многие годы продолжать реализацию своего «грандиозного видения омоложения китайской нации».
Политика внутренних репрессий и подавления любого инакомыслия, в том числе в отношении национальных меньшинств, отсутствие свободы прессы и религии, массовая слежка за населением и всепроникающая цензура – все то, в чем демократические страны мира постоянно обвиняют китайские власти, очевидно, в ближайшие годы в КНР будет принимать еще более жесткие формы. Несколько источников, в том числе Государственный департамент США, ежегодно публикуют доклады о правах человека в Китае. Наряду с исследованиями других организаций, таких как Amnesty International и Human Rights Watch, эти доклады документально свидетельствуют о нарушениях в КНР международно признанных норм в области прав человека.
По данным Индекса свободы прессы, Китай по степени независимости СМИ сегодня занимает примерно 170-ю позицию среди 180 стран. Созданная в 2014 году могущественная государственная организация под названием «Управление киберпространства Китая», находящаяся под личным контролем Си Цзиньпина, препятствует тому, чтобы миллиард китайских интернет-пользователей могли свободно получать и распространять независимую информацию.