После начала полномасштабного вторжения России в Украину европейские столицы выслали 600 дипломатов, около 400 из которых считаются российскими шпионами. Также были раскрыты несколько российских «нелегалов» — агентов, действующих без дипломатического прикрытия. С тех пор основные разведывательные службы России — военная разведка (ГРУ), Федеральная служба безопасности (ФСБ) и Служба внешней разведки (СВР) — перегруппировались и модернизировали свою шпионскую деятельность, чтобы повысить шансы России на проведение обычных военных операций, пишет Financial Times.
Приоритеты остаются теми же, что и до войны: украсть западные секреты, усилить разногласия внутри НАТО и подорвать поддержку Украины. Но методы стали более изобретательными, чтобы компенсировать разрушенную шпионскую сеть в Европе и обойти ограничения на работу россиян в Европе. Одним из самых больших изменений Кремля, похоже, является более широкое использование прокси-агентов. До войны западные агентства в основном занимались российскими операциями, проводимыми российскими гражданами по всей Европе. Сегодня в российских тайных операциях задействован целый ряд иностранных граждан, привлеченных из политики, бизнеса и организованной преступности: например, сербская банда, которая организовала прошлогодний побег Артема Усса, связанного с Кремлем бизнесмена, арестованного в Италии по подозрению в продаже американских военных технологий в Москву.
«Прокси могут не знать, что работают на русских, они могут быть преступниками или другими людьми, которым платят», — рассказал один из источников в разговоре с изданием.
Кремль также оказывал давление на российских эмигрантов, бежавших за границу после начала войны. «Мы знаем случаи, когда Москва опиралась на родственников эмигрантов, оставшихся в России», — рассказал изданию Андрей Солдатов, эксперт по российским спецслужбам.
По мнению аналитиков разведки и девяти чиновников, опрошенных изданием, для российских шпионов проведение операций на расстоянии с использованием удаленной работы и недавно завербованных доверенных лиц имеет свои плюсы и минусы. Прокси-агенты могут быть эффективны для таких операций, как кража коммерческой тайны, создание схем экспорта в обход санкций или проникновение в компьютерные сети. USB-накопитель, подключенный к компьютеру уборщиком офиса, может, например, предоставить информацию столь же ценную, как и та, что кураторы собирают годами. Но такие люди могут пренебрегать оперативной безопасностью, и прокси-агентов может быть трудно контролировать без куратора на местах, который бы ими руководил. Чтобы решить эту проблему, российская военная разведка ГРУ начала вербовать шпионов без какого-либо военного опыта, чтобы те могли спокойно жить в Европе и незаметно устанавливать личные контакты.
В некоторой степени старая модель российских шпионов, работающих в посольствах, все еще сохраняется в традиционно нейтральных странах, таких как Австрия и Швейцария. Представители служб безопасности обеих стран заявили, что около 150 известных российских агентов все еще действуют там под дипломатическим прикрытием. Представитель разведки из другой страны подсчитал, что почти треть разведывательных операций России по всему континенту теперь проводится из «безопасных центров» Вены и Женевы.
Кроме того, российские шпионы усилили свои базы за пределами беспаспортной Шенгенской зоны ЕС. По словам чиновника, Турция и Объединенные Арабские Эмираты на Ближнем Востоке стали важными плацдармами для российских разведывательных операций в Европе. Сообщается, что несколько высланных российских агентов также переехали в Белград, столицу Сербии, которая поддерживает хорошие отношения с Москвой.