«Наши запасы оружия и боеприпасов опустошены и должны быть восполнены не только в Германии, но и во многих странах НАТО», – заявил в понедельник генеральный секретарь альянса Йенс Столтенберг, выступая на Дне немецкой промышленности в Берлине. По его словам, на прошлой неделе он обсуждал с представителями оборонной промышленности, как нарастить производство, обеспечить работу цепочек поставок, устранить барьеры для сотрудничества: «Это необходимо для обеспечения поддержки Украины и нашей собственной обороны».
В течение 30 лет после окончания холодной войны запасы вооружений во многих странах НАТО сокращались, так как правительства уменьшали расходы на оборону, считая риски масштабных вооруженных конфликтов невысокими. К тому же предполагалось, что новые войны будут высокотехнологичными, с использованием беспилотников, умного высокоточного оружия, средств электронной и кибернетической борьбы. Однако Россия спровоцировала конфликт, напоминающий сражения Второй и даже Первой мировой войн, где в больших количествах использовалась артиллерия и наземная военная техника.
В результате у Германии из-за помощи Украине осталось только 20 000 артиллерийских снарядов натовского калибра 155 мм, сообщил Der Spiegel со ссылкой на документы правительства ФРГ.
Кроме того, в феврале министерство договорилось о «немедленном» начале выпуска боеприпасов для самоходных зенитных установок Gepard, которые Берлин передал Киеву. Эти снаряды производились в Швейцарии, но та, сохраняя нейтралитет, не давала разрешения на их экспорт в Украину.
США поставили в Украину уже более 2 млн 155-миллимитровых снарядов, так что Пентагону пришлось договариваться с Израилем, Южной Кореей и Японией об их передаче для восполнения собственных запасов.
Страны Евросоюза в мае договорились выделить 1 млрд евро на совместные закупки 155-миллимитровых снарядов для Украины и еще 1 млрд евро – на расширение производства боеприпасов. Однако на это нужны не только деньги, но и сырье, причем быстро, поэтому Еврокомиссия намерена обеспечить производителей приоритетными поставками. Предложенную ею «временную антикризисную меру» сейчас рассматривают страны ЕС, сказала Defense News представитель ЕК.
По ее словам, комиссия может получить право просить поставщиков определенных материалов, например, взрывчатых веществ, отдавать приоритет производителям боеприпасов.
В схеме их закупок должны участвовать в основном компании из стран ЕС и Норвегии. Но взрывчатых веществ в Европе может не хватить более чем на 0,5 млн снарядов, опасается Вегард Санде, вице-президент норвежской Nammo.
Однако Армин Паппергер, гендиректор Rheinmetall, недавно сказал RedaktionsNetzwerk Deutschland, что его компания способна производить 450 000 155-миллимитровых снарядов в год, а по завершении поглощения испанской Expal – и все 600 000.
Микаэл Йоханссон, гендиректор шведской Saab, говорил в мае, что его компания сможет к началу 2025 г. выпускать 400 000 таких снарядов, так что цель ЕС в 1 млн выглядит «реалистичной».