Решения такого масштаба принимаются странами ЕС единогласно. Некоторые сейчас рассматривают возможность задействовать наказание, описанное в 7 статье Договора о Европейском союзе, сообщает Financial Times. В этой статье описан механизм утверждения ценностей ЕС, включая верховенство права. Действие прав страны — члена ЕС, которая не следует этим ценностям, включая право на голосование по общим вопросам, может быть приостановлено.
Как известно, премьер-министр Венгрии Виктор Орбан торпедировал план по выделению Украине 50 млрд евро, став единственным из лидеров 27 стран Евросоюза, кто выступил против дальнейшей поддержки Киева. Оставшиеся 26 руководителей теперь намерены перейти от уговоров к угрозам, чтобы, по словам одного европейского чиновника, показать Орбану «все издержки изоляции», на которую он может себя обречь таким поведением.
ЕС ранее наказал Венгрию за ограничение независимости судебной системы, заблокировав выделение около 30 млрд евро из общего бюджета. Перед саммитом на прошлой неделе Еврокомиссия решила перечислить более 10 млрд евро. Но Орбан неожиданно не стал препятствовать официальному началу переговоров о вступлении Украины в ЕС, против которого он высказывался особенно решительно, однако заблокировал перечисление 50 млрд евро, которые должны обеспечить значительную часть бюджетных и экономических потребностей Киева в 2024–2027 гг.
«Мы все видим, что его цепляет, и это деньги», — сказал FT высокопоставленный дипломат ЕС.
Перечислять Венгрии оставшиеся 20 млрд евро в отсутствие необходимой реформы судебной системы никто не хочет, поэтому поднимается вопрос лишения ее права голоса за несоблюдение норм и ценностей ЕС. Такой шаг может быть заблокирован другой страной. Но в Польше, которая часто солидаризировалась с Венгрией за последние восемь лет правления консервативной партии «Право и справедливость» (и к которой ЕС тоже предъявил претензии за ограничение прав судей), только что сменилась власть. Поэтому рассчитывать на Варшаву Будапешт больше не может.
Правда, пока лидеры ЕС опасаются использовать самое мощное оружие против коллеги по союзу, отмечает FT. Тем не менее еще один высокопоставленный чиновник ЕС сказал газете: