Эксперты: ложь, пропаганда и дезинформация Кремля по-прежнему угрожают Западу

Несмотря на перекрытие многих каналов распространения, кремлевская пропаганда и дезинформация продолжают циркулировать в глобальном медиа-пространстве информирует golosameriki.

Еще в 2014 году, после российской аннексии Крыма и развертывания Кремлем пропагандистских кампаний по всему миру, тогдашний главнокомандующий объединенными силами НАТО в Европе, генерал Филип Бридлав призвал страны альянса кардинально переосмыслить свои подходы к России.

«Наша новая обеспокоенность – это тип так называемой их “гибридной войны”, в которой задействована сфера дипломатии, информации, вооружённые силы и экономика», – заявил он тогда, породив новую аббревиатуру, сочетающую эти векторы наступления Кремля на Запад – DIME (Diplomacy, information, military and economy).

Сегодня, когда полномасштабная война России в Украине сотрясает Европу уже более полутора лет, в медиа и соцсетях некоторых странах Запада все еще слышна пророссийская риторика, распространены антиамериканские конспирологические теории и звучат антизападные утверждения, активно распространяемые пропагандистскими ресурсами Кремля, несмотря на запрет и действие санкций против них.

Исследователи из США и Италии, специализирующиеся на анализе политики, общества и СМИ России, обсудили продолжающееся влияние прокремлевской пропаганды и дезинформации на страны Запада, в рамках панели, организованной под эгидой Фонда «США-Украина» 14 сентября.

Почему некоторые страны Европы, в частности, Италия стали особыми целями для российской пропаганды и дезинформации и так называемых «активных мероприятий»?

Серджио Джермани, директор по науке Института социальных наук и стратегических исследований имени Джино Джермани (Luigi Sergio Germani, Scientific director of the Gino Germani Institute of Social Sciences and Strategic Studies), рассказал о российских прокремлевских нарративах, касающихся войны в Украине, многие из которых являются продолжают звучать как в Италии, так и в других западных странах, включая США.

В Италии распространялась дезинформация о том, что «русскоязычные жители Донбасса, стали жертвами геноцида», о том, что «революция Евромайдана была государственным переворотом, “цветной революцией”, спонсируемой ЦРУ, США и правительствами других западных стран», о том, что «НАТО превратило Украину в плацдарм против России», о том, что «Украина – это инструмент НАТО для уничтожения России».

По словам исследователя, «до сих пор в итальянских СМИ ходит много всяких манипулятивных утверждений», которые «повторяются влиятельными лицами» в Италии.

«Самым распространенным является ложный тезис о том, что США “на самом деле” хотели, чтобы эта война произошла, потому что цель НАТО и США – уничтожить Россию, – отметил Серджио Джермани, – война в Украине интерпретируется не как военная агрессия России против Украины, а как агрессия Запада против России. Реальность перевернута с ног на голову. Это мнение очень распространено в Италии».

Итальянский политолог пояснил, что, «безусловно, трудно дать количественную оценку распространению в стране кремлевской пропаганды», однако, «один просмотр итальянского телевидения, дает возможность увидеть определенное количество итальянских влиятельных лиц, которые повторяют эти истории».

Среди них – «профессора университетов, бывшие военные, бывшие послы, и многие другие образованные люди».

Италия – это одна из стран, на которые особым образом опираются НАТО и Европейский Союз, поскольку она играет очень ключевую военную роль в Средиземноморье и является одним из основных союзников Соединенных Штатов.

При этом, по словам аналитика, «Москва воспринимает Италию как слабое звено» в НАТО. Еще во времена Холодной войны советские «активные мероприятия» (использование различных методов политического и психологического воздействия и дестабилизации – дезинформации, провокаций, пропаганды – прим. ред.) были нацелены на Италию, чтобы повлиять и дестабилизировать ее.

«То, что мы видим сегодня, является своего рода переизданием того, что происходило во время Холодной войны, когда СССР поддерживал террористические ультра-левые движения в Италии, – заявил Серджио Джермани, – Путин возродил это для достижения своих целей»

Изначально, по данным эксперта, «стратегия Москвы заключалась в том, чтобы повлиять на итальянский истеблишмент, коррумпировать элиту и распространить внутри нее ложные ориентиры для того, чтобы продвигать свои интересы». В качестве примера, Джермани привел «дружбу» между тогдашним премьер-министром Италии Сильвио Берлускони и Владимиром Путиным.

Затем стратегия изменилась. Кремль «сделал ставку на националистические и популистские движения, считая это полезным для ослабления ЕС, ослабления НАТО и возникновения нестабильности в целом».

«Кремль до сих пор пытается распространять через них свои дестабилизирующие нарративы, типа: “у Италии нет суверенитета”, “ЕС и НАТО отменили Италию”, “Италия в “рабстве” у США” и пр. В эту риторику ложится манипулятивный тезис о том, что “война в Украине является способом сознательной политики Вашингтона с целью отделить Европу от США”, – рассказал итальянский аналитик, – мол, “США толкает мир к ядерной войне”. В результате делается вывод: “если Италия вооружит Украину, это подтолкнет Европу к ядерной войне”. Мол, не следует этого делать».

Кроме того, по словам Джермани, в Италии «стали возникать обсуждения тезиса о многополярном мире».

Основная идея заключалась в том, чтобы убедить итальянцев, что «в мире больше не доминируют США и Запад», а есть и другие «центры мировой силы», такие как Китай, Россия, Исламский мир, Латинская Америка и так далее. На основе это, продвигается тезис о том, что «война в Украине не является агрессией России против Украины», а это – способ Запада и США «остановить революцию, движущую мир к многополярности».

Дональд Дженсен, старший советник Центра России и Европы Института мира США (Dr. Donald N. Jensen, Senior Advisor, Center for Russia and Europe at the United States Institute of Peace), отметил, что «речь идет о многомерной войне Кремля», лишь часть которой носит так называемый «кинетический характер» (ее военный аспект).

К четырем выдвинутым выше генералом Филипом Бридлавом направлениям, Дженсен предлагает добавить ещё «распространение преступности и коррупции, “путинской” культуры и альтернативной истории, мистики и религии сегодняшней России».

«И все это делается с применением новых технологий, – подчеркнул профессор, – теперь можно дёшево охватить любую аудиторию, использовав их для троллинга и беззастенчивого обмана, рассылая всякую чушь».

По данным эксперта, в США кремлевская пропаганда «пытается адаптировать свои послания» с учетом аудитории. Они «очень внимательно относятся» к общественным дебатам о войне в Украине.

«Кремль пытается активно действовать и во Франции, где он финансирует некоторые крайне правые, популистские партии. То же самое касается Германии, Эстонии и других стран. К сожалению, у подобной дезинформации очень много потребителей, особенно в Африке и Южной Азии. Важно, что даже если Россия проиграет войну, а я думаю, что так и будет, у России все равно останется тезис – “Увидимся в следующей войне”. Дезинформация – дешевая альтернатива военным действиям», – сказал профессор.

Как США и Запад должны противостоять российской пропаганде?

Дональд Дженсен напомнил о том, как в ходе войны «американское правительство стало выборочно публиковать рассекреченную информацию» – имея в виду, среди прочего, обнародование разведданных о подготовке российских войск к вторжению в Украину.

«Я приветствую эту творческую инициативу. Это выбивает почву из-под акторов российской пропаганды. Немаловажно развертывать больше информационных операций в самой России и на разных языках, в том числе – западных, – добавил он, предложив американцам сделать серьезные выводы из происходящего: «Но я не думаю, что мы даже сейчас очень хорошо понимаем русских. Нам необходимо продолжить внимательно изучать их поведение и цели»

Серджио Джермани заявил, что «пока в Италии, и в большинстве стран Европы существует живой интерес к войне в Украине, к ситуации в России, необходимо «привлекать на свою сторону академические сообщества и бороться с их помощью с российской дезинформацией».

Джермани считает, что правительству Италии следует более серьезно относиться к исходящим из Москвы «гибридным и разведывательным операциям в Италии», чем это было до сих пор.

«Также, на уровне гражданского общества, должно быть большее осознания угрозы иностранного враждебного влияния не только со стороны России, но и Китая, и Ирана, и других автократических государств. Тем более, что Китай гораздо хитрее и эффективнее в долгосрочной перспективе, чем Россия. Они также достигли большого влияние в итальянской медиа и университетской сферах. У них гораздо более тонкий и долгосрочный подход, чем у России», – сказал в заключении итальянский исследователь.