После начала полномасштабного вторжения России в Украину в странах Европы почти каждый месяц происходят очень странные дела. На улицах Парижа появляются протестующие против Эрдогана мигранты, притворяющиеся украинцами, в Германии и Англии внезапно загораются военные предприятия, а в Польше и Чехии ловят диверсантов, планировавших взрывы на железных дорогах. Всё это — следствие новой тактики российской военной разведки, более известной как ГРУ. После громких провалов Петрова и Боширова, неудачной организации кибератаки на офис ОЗХО в Гааге и практически полного раскрытия служащих воинской части 21955 усилиями журналистов ГРУ стало куда меньше опираться на собственных офицеров в зарубежной работе. Сказалась, конечно, и массовая высылка дипломатов, многие из которых также были «подкрышниками» ГРУ при посольствах. Теперь разведчики руководят операциями из России, а главными действующими лицами стали «агенты-групповоды» — нанятые кураторы, которые организуют диверсии на местах. Так военная разведка рассчитывала сохранить в тайне личности хотя бы некоторых офицеров — но ей это не удалось. Сегодня Центр «Досье» знакомит читателей с новой командой сотрудников ГРУ, которая отвечает за саботаж за рубежом.
Через тюрьму в Россию
2 марта 2024 года полицейский автобус привез в Рижский городской суд помятого мужчину с зеленым полиэтиленовым пакетом. Его и еще двух подельников обвиняли в умышленной порче имущества. По версии следствия, несколькими днями ранее они бросили бутылку с зажигательной смесью в рижский Музей оккупации, где рассказывают о периодах германской и советской власти в Латвии. Коктейль Молотова попал в кабинет директора музея, однако существенного ущерба не нанес. Изначально следователи предполагали, что преступление было совершено на почве ненависти, но вскоре стали рассматривать версию о диверсии со стороны российских спецслужб. Дальнейшее расследование привело правоохранителей за решетку: местная служба госбезопасности заподозрила, что заказ на поджог музея поступил через Telegram от заключенного Даугавгривской тюрьмы в Даугавпилсе. С российской стороны преступление курировал некий «Влодек Лях». Как удалось выяснить Центру «Досье», за этим именем скрывался офицер ГРУ Владимир Липченко. Аккаунт в Telegram на имя «Влодека» оказался связан с номером, который использовал Липченко. Выбор псевдонима, вероятно, продиктован корнями разведчика: он родился на юге Украины, в Николаеве.
Липченко работает под руководством полковника ГРУ Дениса Смолянинова, который уже давно не чурается сотрудничества с бандитами. В 2023 году мы рассказывали о невероятно бурной деятельности полковника — он посылал наемников на Донбасс, курировал созданную криминальными авторитетами ЧВК «Лонгифолия», разворачивал агентурную сеть в Украине накануне российского вторжения и даже пытался перессорить страны НАТО. Оперативный провал, в результате которого его операции стали известны публике, не помешал его карьере. Денис Смолянинов стал курировать диверсии ГРУ в западных странах, а Владимир Липченко и другие военные разведчики вошли в созданную специально для этого группу.
Новая тактика
В мае 2024 года издание Financial Times сообщило, что разведки европейских стран предупредили свои правительства о повышенной угрозе диверсий со стороны Кремля. По данным газеты, российские спецслужбы активно готовили взрывы, поджоги и нанесение ущерба инфраструктуре на европейской территории, как напрямую, так и через посредников, не особо заботясь о гибели мирных жителей и судьбе исполнителей. Через пару недель газета The New York Times рассказала, что за кампанию отвечает ГРУ, а главная ее цель — замедлить поставки оружия Украине и создать видимость недовольства поддержкой Украины в Европе. Впрочем, военная разведка не гнушается и других тем — главное, чтобы они вносили раздор в и без того поляризованное западное общество. Например, удобным поводом стала война Израиля с Палестиной.
В ночь на 30 ноября 2023 года на разных зданиях в Париже появились граффити в виде звезды Давида. Их нарисовали граждане Молдовы Александр Кочий, Галина Гевкан, Максим Чугуряну, Вера Чобану и Вячеслав Валько. Валько ответственно фотографировал надписи для отчета перед куратором. Позднее около 250 граффити с аналогичным рисунком были замечены в пригородах Парижа. Предположительно, они должны были отсылать к годам правления нацистов, которые помечали дома евреев звездой Давида. Рисование шестиконечных звезд было единственной целью поездки молдован в город любви.
Чугуряну, Чобану и Валько удалось скрыться, а вот Кочия и Гевкан задержала полиция. Они рассказали, что еще один гражданин Молдовы, Анатолий Призенко, отправил их в Париж, заплатив за операцию. До инцидента с граффити Призенко придерживался пророссийских взглядов. По данным «Досье», он был администратором прокремлевского сообщества «За Таможенный Союз — Процветание Молдовы» в «Одноклассниках».
В комментарии молдовскому изданию TV8 Призенко подтвердил, что организовал акцию. Ранее он утверждал, что с ним связался некий мужчина по имени «Давид», который попросил найти двух людей для нанесения граффити. За работу «Давид» пообещал по 250 евро на человека. Призенко сообщил, что с «Давидом» они знакомы по переписке в TikTok, где последний назвал себя представителем еврейской оборонной организации «Щит Давида» в Европе.
Фотограф акции Вячеслав Валько, так же как и Призенко, имеет отношение к «Таможенному союзу» — он баллотировался в парламент по спискам блока «Выборы Молдовы – Таможенный союз» в 2014 году, а в последнее время помогал политику Илану Шору, чью партию курирует ФСБ. Валько утверждает, что в Telegram ему написал мужчина, который якобы видел Валько в Tiktok и разделяет его гражданскую позицию. Валько нужно было встретить людей в аэропорту Кишинева, прилететь в Париж, а также приобрести аэрозольную краску на основе мела. Деньги на расходы его контакт выслал заранее. В группе человек указывал, где должны быть нанесены граффити. После окончания операции Валько обещали 500 евро, но этих денег он так и не увидел.
По информации источника «Досье», близкого к администрации президента, за этой операцией по разжиганию антисемитизма также стояли сотрудники ГРУ. По его словам, в политическом руководстве страны были недовольны военными разведчиками, поскольку акция не вызвала паники и не привела к насилию. Во время допроса задержанные граждане Молдовы сказали, что рисовали граффити со звездой Давида в поддержку евреев и это практически свело на нет общественный резонанс.
Такая схема — скрытие истинных заказчиков мероприятий за цепью кураторов — все больше распространяется в диверсиях на Западе. На сленге разведчиков такие люди, как Призенко, называются «агентами-групповодами». Как писал советский военный разведчик Константин Звонарев, они отвечают перед разведывательной службой за деятельность остальных агентов. Центр «Досье» уже рассказывал, что полковник Денис Смолянинов регулярно использовал таких групповодов, например, чтобы наносить в Париже надписи против Эрдогана — они были призваны внести напряжение между странами НАТО на фоне переговоров о принятии в альянс Швеции и Финляндии. Исполнители часто даже не догадываются, что работают на российские спецслужбы.
Групповодов ищут через чаты для поиска работы в среде радикальных или пророссийских активистов, либо среди представителей криминальных группировок. Идеология для ГРУ не важна — для задач государственной важности одинаково хорошо подходят крайне правые и крайне левые активисты. Так, в документах Смолянинова мы обнаружили планы об организации леворадикальных выступлений против НАТО и Украины. Очередной куратор обещал полковнику провести акции на 15 человек по всей западной Европе, от Лондона до Афин, под прямолинейными лозунгами: «нет втягиванию нашей страны в войну», «НАТО — наш общий враг», «за выход из НАТО и закрытие военных баз», «санкции вредят не только российской экономике, но и нашей». За организацию одного такого антивоенного мероприятия групповод просил по 7500 евро. Из справки следует, что разворачивать сетевую работу с европейскими левыми планировалось на базе некоего «Молотов Клуба» и пророссийской украинской организации «Боротьба», которая должна была обеспечить контакты с координаторами.
Кто составил документ, неизвестно. Сам «Молотов Клуб» — нигде не зарегистрированная организация, ее сайт в Интернете удален, но осталась страница во «ВКонтакте» с 56 подписчиками. Как следует из имеющихся в распоряжении «Досье» документов, одним из основателей клуба является бывший активист «Боротьбы» Леонид Ильдеркин, также известный под псевдонимами Михаил Рувимов, Семен Шкловский и Дмитрий Дежнев. С 2016 года этот клуб проводил мероприятия совместно с «Антимайданом» и союзом политзаключенных и политэмигрантов Украины.
В документе указана уже проведенная акция в немецком городе Дуйсбург. Некоторые из людей, упоминающихся в проекте как зарубежные контакты, тоже выступают вполне в духе планов организатора. Например, немец Тобиас Пфенниг в марта 2024 года выступил на демонстрации в саксонском городе Ауэ с лозунгом «Никогда больше НАТО — никогда больше войн!» и рассказал о своей недавней поездке в Россию и встрече с Дмитрием Песковым.
Выдержка из документа с предложением для ГРУ // Центр «Досье»
Похожие планы у полковника ГРУ были и на страны Балтии. Согласно аналитическим запискам в его документах, в Литве военные разведчики планировали развернуть сеть поддержки Кремля через сторонников Альгирдаса Палецкиса — бывшего литовского политика, осужденного за сотрудничество с российскими спецслужбами. Согласно заключению суда, Палецкис передавал в Россию данные о литовских правоохранителях, участвовавших в процессе над бывшими бойцами спецназа ФСБ «Альфа», которые осуществили кровавый захват телебашни в Вильнюсе в 1991 году. В Латвии на роль групповодов предлагались бывший лидер Русского союза Латвии в Даугавпилсе Юрий Зайцев и председатель Латвийской национал–демократической партии, бывший член РНЕ Евгений Осипов.
«Для единой координации активности по странам СНГ (республикам бывшего СССР) предлагается создать Информационно-аналитическое агентство, возможно, не на территории РФ (варианты Киргизия, Армения) через которое под различными предлогами скрыто финансировать деятельность подсетки», — заканчивался документ.
Преступные связи
Схемы с подобными «акциями протеста» отрабатывались несколько лет, а после начала полномасштабной войны ГРУ перешло к куда более активным и опасным мероприятиям. За последние два года в Европе участились поджоги и попытки диверсий.
В феврале 2024 года в латвийском Марупе загорелся завод по производству беспилотников Edge Autonomy, а несколькими месяцами ранее в Литве неизвестный поджег инсталляцию «ШИЗО» сторонников Алексея Навального. В Берлине 3 мая 2024 года загорелся завод оборонного концерна Diehl Group, чья продукция поступает в том числе и в Украину, — пожар был настолько крупным, что его тушили больше трех дней. Как передавала газета The Wall Street Journal, немецкие спецслужбы предполагают, что поджог завода в Берлине был делом рук опытных профессионалов. По их словам, в таких операциях Кремль использует преступников, которых вербуют в социальных сетях и платят им криптовалютой.
Источник «Досье» в криминальной среде рассказал, что в последнее время ГРУ активно сотрудничает с бывшими и действующими оперативниками МВД, чтобы вербовать агентов среди преступного контингента. По его словам, российские силовики ищут преступников не только в России, но и в Украине, Грузии, Армении, Молдове и Сербии. Упор делается на тех, у кого есть заграничный паспорт и возможность въезжать в Европу. По его словам, он и его знакомые несколько раз получали предложения отправиться в страны Балтии или Польшу для дестабилизации местной обстановки. Другой собеседник, близкий к администрации президента, говорит, что от спецслужб ждут активизации агентов среди криминальных кругов Молдовы и Приднестровья — у них часто бывают паспорта Евросоюза.
Диверсионная команда
Для организации саботажа, акций протеста и нападений за рубежом в ГРУ собралась целая команда. Для таких задач в разведке создают специальные оперативные группы, в которые могут входить специалисты из разных подразделений, а иногда и других спецслужб. Это нужно для того, чтобы сочетать разные профессиональные качества, что стало особенно важным после череды провалов ГРУ и массовой высылки «подкрышников» из посольств.
Если раньше диверсиями на территории Европы занимались в основном оперативники печально известной в/ч 21955, то после начала войны лично выезжать на задания стало сложнее и опаснее. Благодаря этому на первый план вышли разведчики с хорошими навыками агентурной работы — одним из них стал полковник Денис Смолянинов. Он родился в 1976 году в Челябинске и окончил Челябинское высшее военное авиационное училище штурманов, служил в Смоленске. В середине нулевых перебрался в Санкт-Петербург и начал работать в 172 командно-разведывательном центре ГРУ (в/ч 64501). В такие центры стекается разведывательная информация для дальнейшей обработки и анализа.
Владимир Липченко, действующий под псевдонимом «Влодек Лях», — подчиненный Смолянинова. Они работают вместе уже больше десяти лет: судя по документам из материалов Смолянинова, Липченко отправлял ему донесения еще в 2011 году. Из баз данных следует, что Липченко получил образование разведчика, а затем был откомандирован в воинские части, связанные с флотом. По данным на 2007 год, Липченко указывал адрес Москва, Народного ополчения, д. 50. Там располагается Военно-дипломатическая академия , известная также как «Консерватория». В ней готовят кадры для разведки вооруженных сил.
В 2006-2007 годах Липченко был приписан к в/ч 74701. Судя по единственному упоминанию в судебном решении, это орган военного управления в составе Военно-морского флота. Вполне вероятно, что офицер разведки флота мог числиться как проходящий службу в органе управления (например, офицер одного из отделов разведуправления флота). В 2008 году Липченко проходил службу уже в в/ч 39079, расположенной в Кронштадте. Предположительно, это 43 отдельный взвод 526 комендатуры охраны и обслуживания Ленинградской военно-морской базы. Вероятно, офицера разведки Липченко после учебы приписали к комендантскому подразделению либо из соображений конспирации, либо в силу непредсказуемой военной бюрократии. Не исключено, что фактическое место службы Липченко могло находиться не в Санкт-Петербурге.
По адресам, связанным с военной разведкой, были также прописаны его первая и вторая жены. Кроме того, первая жена Липченко в 2008 году была зарегистрирована в здании, известном как «Дом НКВМФ» или «Дом военморов», где получали квартиры офицеры флота. Также она числилась в в/ч 10730-1 — узле связи разведывательного управления Балтийского флота. Часть боевая: она закупала рейдовые катера и водолазное оборудование, а среди личного состава были погибшие. Жена Липченко могла быть зарегистрирована там из-за работы супруга либо сама была военнослужащей или гражданской служащей на узле связи. Дочь Липченко от первого брака 1999 года рождения также была прописана по адресу «Консерватории» ГРУ. Сейчас судя по ее соцсетям, она уехала из страны и живет в Сербии.
Еще один человек, с высокой степенью вероятности входящий в диверсионную группу офицеров ГРУ, — скандально известный разведчик Эдуард Шишмаков. Шишмаков — бывший атташе посольства России в Польше, там он работал как минимум с 2013 года. Правда, эта должность ему не нравилась — в распоряжении «Досье» имеются рассказы офицера об атаке местных националистов, отчеты о покупке дешевой посольской водки и жалобы на языковой барьер и необходимость постоянно писать отчеты. Вот один из примеров:
«У меня все нормально. 25 февраля организовывали прием в Посольстве по случаю дня защитника отечества. Гемора было выше крыши. Всю прошлую недели трахались с этим приемом, все выходные, а он прошел за три часа, все разошлись и такое опустошение наступило, что просто не передать. Короче приемы это просто головняк. Они идут очень часто, во всех посольствах есть дни ВС или национальные праздники. И вот на все эти дни надо ездить. Кто организует приемы днем, кто вечером, кто в посольстве, кто в ресторанах. Все иностранные атташе говорят только по английски, по польски разговаривают единицы. Вот и приходится объясняться на пальцах. Хорошо хоть поляки есть, с ними можно поговорить. Короче работа здесь не сахар. Ты не подумай, я не жалуюсь, просто тяжело с нашими людьми, имеющими образование других кафедр. А еще куча внутреннего гемора, писанины и т.д. Спать ложусь в лучшем случае в час ночи, в семь встаю, так как надо [сына] в садик завозить, потом в Посольство — и поехал дурдом».
Неудивительно, что прославился Шишмаков вовсе не на дипломатическом поприще — в 2017 году власти Черногории обвинили его в попытке организовать на территории страны государственный переворот с участием сербских националистов. Изначально Шишмакова заочно приговорили к 15 годам тюремного заключения, но в июле 2024 года оправдали. Теперь он организует политические интервенции, сидя в России.
Шишмаков проходил службу в то же время и в тех же в/ч, что и Владимир Липченко , а до этого был зарегистрирован по адресу в/ч 10730, к которому имела отношение первая жена Липченко. Затем, как и она, сменил прописку на Дом НКВМФ. С Владимиром Липченко они не раз вместе отправлялись в поездки, следует из баз данных.
В эту же группу входит и Юрий Сизов — его имя появилось в прессе в мае 2024 года, когда украинские спецслужбы обвинили его в попытках организовать теракты в Киеве на 9 мая. По данным украинской стороны, Сизов проходил службу в в/ч 92154 — подразделении спецназа ГРУ в подмосковном Солнечногорске-2. В базах данных Центру «Досье» удалось обнаружить Юрия Сизова с пропиской по адресу штаб-квартиры ГРУ, который когда-то жил в Солнечногорске-2. Сизов — самый молодой из известных сотрудников этой группы, ему всего 36 лет. Он окончил Череповецкое высшее военное инженерное училище радиоэлектроники и, судя по группам в Telegram, интересуется протестом, правыми движениям и эмиграцией, а также мониторит группу «Клуба рассерженных патриотов» Игоря Стрелкова. По информации из баз данных, в феврале 2016 года Сизов трижды покупал билеты на «Сапсан» вместе с Ксенией Шойгу, причем сидели они на соседних местах.
Еще один офицер ГРУ, вероятно, входящий в группу, — Александр Сапетко. Как и многие разведчики, он родился в немецком Магдебурге, где были расквартированы советские войска в ГДР. Сапетко оказался сослуживцем полковника Смолянинова по 172 командно-разведывательному центру ГРУ, где числился как минимум с 2006 года. Как уже рассказывало «Досье», сотрудники центра также напрямую занимались организацией разведывательной работы в Украине (как минимум в 2014-2016 годах), пытались участвовать в информационной войне в Украине и странах Балтии. Не исключено, что у центра также есть боевые подразделения, поскольку он закупал оборудование для подводного плавания.
Организация диверсий и европейское направление — не единственное для группы полковника Смолянинова. О его других проектах «Досье» расскажет в следующих расследованиях.