Бомба замедленного действия: что происходит на Запорожской АЭС

Бывшие работники станции предупреждают об неэффективном управлении россиян — Уэнделл Стивенсон.

Запорожье, Украина – Борис, инженер-атомщик, родившийся в 1968 году в Полтаве, сделал успешную карьеру на Запорожской АЭС. После учебы в Харьковском университете он переехал в Энергодар – город, построенный для работников электростанции. Его работа была ответственной и приносила моральное удовлетворение одновременно, позже он женился на своей коллеге Людмиле, и у них родилось две дочери. «Я был счастлив… Я учился, развивался, и у меня была любящая семья», — вспоминает Борис. «Потом началась война», — пишет The Economist.

В первые дни вторжения 2022 года российские войска захватили крупнейшую в Европе атомную электростанцию. Сообщается, что в апреле этого года на крыше одного из реакторов взорвался дрон, причем каждая сторона обвинила другую. Рафаэль Гросси, генеральный директор Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), предупредил: «Мы находимся на грани опасной ядерной катастрофы».

С лета 2022 года в Запорожье дислоцируются наблюдатели МАГАТЭ, хотя российские военные значительно ограничивают их доступ к объекту. Петр Котин, глава украинского атомного агентства «Энергоатом», опасается, что плохое техническое обслуживание и близость к линии фронта могут привести к окончательному закрытию станции. Срок полезного использования ядерного топлива уже истек, что вызывает серьезные опасения по поводу будущего станции.

Постоянная угроза отключений электроэнергии и аварий

К отключению электроэнергии часто приводят периодические ракетные обстрелы. Есть резервные дизельные генераторы, но их запасы топлива нестабильны. Котин предупреждает, что если генераторы выйдут из строя во время отключения электроэнергии, это может привести к катастрофической «аварии, подобной Фукусиме». Все шесть реакторов в настоящее время переведены в «холодный» режим, но поддержание систем охлаждения имеет решающее значение для предотвращения перегрева отработавшего топлива.

До вторжения на электростанции работало 11 000 человек. Сейчас осталось около 4000 человек, причем на место прежних сотрудников пришли недостаточно квалифицированные новые. На станцию не допускаются те, кто отказался подписывать контракты с «Росатомом».

Жизнь под оккупацией

Борис уехал из Энергодара прошлой осенью и сейчас живет в Полтаве, но его жена до сих пор работает на станции. Он описал первые дни оккупации: тысячи жителей пытались заблокировать наступление русских, но безрезультатно. Несмотря на опасность, Борис и его команда инженеров продолжали работать над тем, чтобы предотвратить ядерную катастрофу.

Инженеры «Росатома» сначала наблюдали, не вмешивались. Однако по мере продолжения оккупации российские войска начали более агрессивные действия. Рабочих постоянно обыскивали, их дома, угрожая арестом. Было запрещено пользоваться мобильными телефонами, а общение с «Энергоатомом» тщательно контролировалось.

Атмосфера страха

Рабочих регулярно возили на допросы в «подвал» местного отделения полиции. Многих избивали и пытали. Самого Бориса задержали после того, как российские власти обнаружили в его телефоне проукраинские сообщения. Его держали в одиночной камере, но ему удалось избежать физического насилия.

По мере ухудшения условий на заводе были обнаружены утечки воды и бора — химического вещества, используемого для контроля ядерных реакций. «Энергоатом» приказал остановить два реактора для предотвращения аварии. Впервые после отключения электроэнергии в сентябре 2022 года в качестве резерва были использованы дизель-генераторы.

Предательство и изоляция

Борис был шокирован, обнаружив имя своей жены в просочившемся списке сотрудников, подписавших контракты с «Росатомом». В результате их отношения испортились, в одной квартире они жили как чужие люди. Борис боролся с чувством предательства и неизвестности.

В конце 2023 года, когда украинское контрнаступление не принесло существенного успеха, все больше людей начали покидать Энергодар. Единственным реальным путем отхода был запутанный маршрут через оккупированную территорию Украины, Россию, а затем через Прибалтику и Польшу обратно в Украину.

В сентябре 2023 года сотрудники ФСБ провели обыск в квартире Бориса и Людмилы. Бориса задержали и пытали электрошокером. Были обнаружены спрятанные им предметы проукраинского характера, что привело к дальнейшему преследованию.

Ситуация на Запорожской АЭС остается опасной. Из-за плохого технического обслуживания, нехватки квалифицированного персонала и постоянных угроз в связи с продолжающимся конфликтом существует высокий риск ядерной катастрофы. Война затягивается, судьба крупнейшего ядерного объекта Европы висит на волоске, а его работники оказались на опасном и спорном объекте.